Дятлы используют грибы для строительства и питания — Naked Science
24.03.2016

Дятлы используют грибы для строительства и питания

Вопреки народной мудрости, дятлы не так уж и глупы. Некоторые из них даже применяют «биотехнологии» и для размягчения древесины заселяют ее плесневыми грибками.

sn-woodpecker

Кокардовые дятлы Picoides borealis некогда были очень широко распространены по всей Северной Америке, и хотя сегодня из-за резкого сокращения площади лесов их численность сильно уменьшилась, эти птицы остаются вполне обыкновенными. Необыкновенно в них одно: считается, что это единственные дятлы, которые предпочитают долбить не старые и мертвые деревья, а вполне живые и очень непростые в обработке.

В самом деле, на создание в живой сосне достаточно просторного дупла для дятла и всей его семьи может уйти несколько лет. Птицы предпочитают выбирать деревья, сердцевина которых уже поражена трутовиками, но до нее еще надо добраться… Как оказалось, для облегчения своей задачи дятлы и сами способны привносить грибки в раны, оставленные ими в дереве.

Американские биологи, работу которых публикует журнал Proceedings of the Royal Society B, провели полевые эксперименты, отобрав 60 сосен в прибрежных лесах Северной Каролины и пробурив в них отверстия диаметром 5,1 см, проходящие кору дерева насквозь. Половина отверстий была затем замазана (они послужили контрольной группой), а оставшиеся 30 оставлены открытыми. 26 месяцев спустя ученые вернулись, чтобы оценить результаты.

К этому времени 26 из 30 открытых отверстий уже освоили кокардовые дятлы, а вместе с ними появились и грибки. Ученые показали, что если до начала эксперимента они имелись у 27% выбранных ими деревьев, то к концу грибки заразили уже 75%. Это не был один определенный вид: дятлы наладили взаимовыгодные отношения, в результате которых в каждом дупле ученые наблюдали несколько видов плесневых грибков.

Биологи показали, что видовой состав грибов, найденных в дуплах, соответствует тому, что удается получить из смывов и соскобов, взятых с самих птиц: их клювов, когтей, перьев.