21.09.2017
Редакция Naked Science

Два вида лягушек оказались не способны слышать свое кваканье

Наши сегодняшние герои, Brachycephalus ephippium и B. Pitanga, — два вида крошечных лягушек семейства короткоголовых, которые являются одними из самых маленьких земноводных, живущих ныне на Земле. Длина их тела во взрослом возрасте составляет немногим более сантиметра. Лягушки живут в тропических лесах Бразилии, населяют преимущественно подстилку из травы и опавшей листвы, питаются мелкими насекомыми и ведут дневной образ жизни....

Как и положено лягушкам, привлекающие самок самцы издают характерные квакающие звуки. И вот теперь выясняется, что они эти звуки сами не слышат. Более того, этой способности начисто лишены и их избранницы.

Brachycephalus ephippium в естественной среде. / © Википедия

Международная команда ученых из Бразилии, Дании и Соединенного Королевства провела лабораторное испытание слуховых возможностей лягушек в Университете Южной Дании. Полученные результаты были подтверждены анатомическими исследованиями в Кембридже. Выяснилось, что слуховые органы наших героев не приспособлены для восприятия звуков нужной частоты.

Это уникальный для животного мира пример того, как сигнальная система сохраняется, утратив первоначальный смысл. Ничего подобного наука ранее не знала.

По всей видимости, роль сигнала для этих амфибий выполняют движения горла самцов в тот момент, когда они заводят свои, неслышные для них самих, трели. Лягушки, напомним, дневные и, вдобавок, яркоокрашенные, так что ничего невозможного в таком поведении нет. К тому же, как и многие яркоокрашенные тропические лягушки, наши герои очень ядовиты, что позволяет им красоваться на видных местах, не опасаясь хищников.

Ознакомиться с подробностями исследования можно в статье авторов, опубликованной в Nature.