CRISPR может помочь в лечении болезней, а также вызвать рак — Naked Science

CRISPR может помочь в лечении болезней, а также вызвать рак

О потенциале CRISPR-Cas9 известно многим: этот метод способен стать революционным для множества областей — от медицины до сельского хозяйства. И еще из-за него может развиться рак.

crispr1

Об открытии сообщается в двух новых исследованиях, опубликованных в недавнем выпуске Nature Medicine. Одно из них провел Каролинский институт, другое — Институт биомедицинских исследований Novartis. Центр обоих — ген p53, играющий большую роль в предупреждении опухолей путем уничтожения клеток с поврежденными ДНК. Согласно прошлому исследованию, большинство опухолей у человека не могут сформироваться при правильной работе p53. Некоторые медики даже называют его «хранителем генома».

И вот в чем проблема: если коррекция CRISPR-Cas9 срабатывает, значит, p53 в клетке не работает должным образом. Поврежденный «хранитель» может быть предвестником многих видов рака, среди которых — опухоль яичников, кишечника и пищевода.

«Подбирая клетки, успешно восстановившие поврежденный ген, который мы намеревались исправить, мы также могли непреднамеренно захватить клетки без функционального p53, — пишет Эмма Хаапаниеми, одна из авторов каролинского исследования. — При имплантации таких клеток в тело пациента в качестве генной терапии наследственных болезней они могут провоцировать появление рака, что вызывает сомнения по поводу безопасности генных терапий, основанных на CRISPR».

Объективный скрининг CRISPR идентифицирует активацию оси р53-р21-RB / Nature Medicine

Тем не менее революция CRISPR еще далека от завершения. Во-первых, это очень ранние исследования, представляющие предварительные результаты, как отметил соруководитель каролинского исследования Бернард Шмирер в интервью STAT News:

«Не ясно, можно ли применить полученные данные к клеткам, непосредственно используемым в текущих клинических исследованиях».

Во-вторых, эксперименты сосредоточены только на одном типе коррекции CRISPR: на замещении ДНК, провоцирующих болезни, здоровыми ДНК при помощи CRISPR-Cas9. И хотя Cas9 — наиболее известный фермент CRISPR, существуют и другие, например Cpf1. Пока не известно, вызовут ли они аналогичные проблемы с p53.

Также возможно использование CRISPR для вычленения ДНК, провоцирующих болезни, без их замещения (генная модификация). Хаапениеми отметила, что этот тип коррекции может сработать даже при функционирующем p53. Такой тип генетического изменения — центр множества выдающихся CRISPR-проектов: серповидно-клеточные и талассемические исследования CRISPR Therapeutics, изучение слепоты Editas Medicine, а также рака и Т-лимфоцитов Пенсильванского университета (первые испытания CRISPR на людях в США).

Авторы двух новых исследований признают, что это не характеризует метод CRISPR-Cas9  как плохой или опасный, однако продолжать изучения нужно с большей осторожностью.

К сожалению, более подробные детали исследований CRISPR доступны только лицам, финансирующим их: многие из них лишились доли бюджета после публикации новых данных.

Группа биологов смогла отключить ген, отвечающий за длину хвоста у зародыша рыбы данио-рерио, во время экспериментов с геномным редактором CRISPR/Cas13d. Они уверены, что в будущем это поможет разобраться в том, как развиваются эмбрионы человека.