Эксперты о квантовых компьютерах
19.02.2015
Редакция Naked Science

Чтобы победить ВИЧ, пришлось выпотрошить вирус и наполнить его синтетическим белком

В 1984 году специалисты обнаружили вирус – возбудитель СПИДа и пообещали через несколько лет представить эффективную вакцину для борьбы со смертельной инфекцией. С тех пор прошло больше 30-ти лет – а сроки появления чудо-лекарства так и маячат где-то за горизонтом.

B3TBh9UCcAEnIEp

Впрочем, на днях у так и не созданной вакцины появилась альтернатива: международная группа ученых сообщила о создании искусственного протеина eCD4-Ig, эффективно действующего против ВИЧ. Испытания на обезьянах показали, что белок инактивирует вирусные частицы и не дает развиться болезни.

Чтобы понять механизм, который позволяет eCD4-Ig «выключать» опасный вирус, надо вспомнить, что в организме он поражает клетки иммунной системы, Т-лимфоциты (Т-хелперы). Главными «входными воротами» в клетку служат поверхностные рецепторы, с которыми связывается вирусная частица, впрыскивая внутрь свою РНК и некоторое количество необходимых для ее работы белков.

eCD4-Ig связывается именно с этими рецепторами, не оставляя ВИЧ пространства для действия. При этом свой белок ученые поместили, как в капсулу, в «выпотрошенную» и инактивированную оболочку самого вируса, родственного ВИЧ. Такой синтетический агент сам связывается с Т-лимфоцитами, превращая их в живые фабрики, производящие не новые вирусные частицы, а белок, защищающий от ВИЧ.