10.02.2017
Редакция Naked Science

Бразильский перец заставил «молчать» устойчивый стафилококк

Американские ученые показали, что бразильский перец может повышать устойчивость живых организмов к метициллинрезистентному золотистому стафилококку. Об этом пишет EurekAlert!.

17095-1600x1104

Одним из ключевых направлений биотехнологии является борьба с бактериями, устойчивыми к известным препаратам. Ранее ученые показали, что распространение таких патогенов может происходить скрытно, а их переносчиками выступают как домашние животные, так и перелетные птицы. При этом универсальных способов лечения болезней, вызываемых резистентными возбудителями, не существует.

Метициллинрезистентный золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) включает в себя штаммы бактерий, устойчивых к бета-лактамным антибиотикам (пенициллинам, цефалоспоринам). Самым распространенным симптомом заражения в этом случае считаются кожные инфекции, которые могут осложняться сепсисом. Известно, что устойчивость патогену обеспечивает ген mecA.

В качестве перспективной стратегии терапии метициллинрезистентного золотистого стафилококка рассматривается нарушение чувства кворума — способности бактерий координировать действия посредством специальных секретов. В новой работе ученые из Университета Эмори использовали с этой целью экстракт плодов шинуса фисташколистного, или бразильского перца (Schinus terebinthifolius).

Авторы заразили метициллинрезистентным золотистым стафилококком мышей и разделили их на две группы, одна из которых затем получала экстракт S. terebinthifolius. Анализ показал, что обработка экстрактом нарушила чувство кворума патогена, в частности передачу гена agrD. В результате бактерии оказались неспособны провоцировать кожную инфекцию и осложнения.

При этом обработка не затрагивала здоровые ткани и не приводила к полной изоляции возбудителя. По мнению ученых, в будущем применение бразильского перца могло бы служить средством альтернативной терапии, направленной не на уничтожение, но на снижение вирулентности устойчивых патогенов. Для проверки выводов они намерены провести дополнительные исследования.

Бразильский перец — дерево семейства Сумаховых (Anacardiaceae), сушеные плоды которого используются в качестве специи. Целители Южной Америки также применяют S. terebinthifolius для лечения инфекций мягких тканей и кожи. Известно, что ягоды этого дерева содержат большое количество флавонолов — растительных пигментов, обладающих стимулирующим и заживляющим действием.