Биохимики приблизились к вакцине против «плотоядной бактерии» — Naked Science

Биохимики приблизились к вакцине против «плотоядной бактерии»

Американские биохимики обнаружили закономерности связывания гиперизменчивых белков стрептоккоков группы А. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Microbiology.

img35

Стрептоккоки — род грамположительных бактерий семейства Streptococcaceae, обитающих в дыхательных, пищеварительных путях животных и человека. По пирогенным экзотоксинам выделяется три группы S. Стрептоккоки группы А — S. pyogenes — также носят неофициальное название «плотоядной бактерии». Таким наименованием они обязаны деструктивному характеру раневых инфекций. Пик заболевания S. pyogenes был зафиксирован в 1980-х годах, ежегодно от сопровождающего его токсического шока погибает 500 тысяч человек.

Разработке вакцины от S. pyogenes препятствует гиперизменчивость белка М стрептоккоков. Эта причина лежит и в основе высокой смертности от заболевания: как правило, иммунной системе не удается выделить специфичность белка и запустить адекватный иммунный ответ. В новом исследовании ученые обнаружили, что вне зависимости от изменчивости белка М стрептоккоков группы А с ним способен связывается С4-связывающий белок (C4BP). В частности, последний может распознавать до 90 процентов типов белка М.

«Стрептоккоки группы А используют C4BP для ослабления иммунного ответа. Мы считаем, что целесообразно нарушать этот механизм или применять свойства C4BP против самого заболевания — для разработки вакцины», — сообщил соватор работы Парто Гош.

Предполагается, что новый препарат будет рассчитан на связывание не с отдельными типами белка М, но с широким спектром этих белков. Таким образом, в случае успеха ученым удастся стимулировать иммунитет пациентов со стрептококками группы А. В настоящее время исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего совместно со Школой фармации и фармакологии Крэггса уже работают над созданием вакцины. Не исключается, что она упростит борьбу не только с S. pyogenes, но и с другими группами бактерий этого рода