11.04.2018
Редакция Naked Science

Астрономы уточнили карту вселенской сети темной материи

Микроволновый фон Вселенной позволил лучше рассмотреть сеть галактических нитей, которые образуют крупномасштабную структуру нашего мира.

cosmicweb0

Американским астрономам удалось использовать реликтовый микроволновый фон и получить новую карту сети галактических нитей, которая охватывает всю Вселенную. Об этом рассказывает статья, опубликованная в журнале Nature Astronomy.

На самом большом масштабе структура Вселенной образует сложную сеть галактических нитей (филаментов), на которую словно бусины нанизаны целые галактики, разделенные гигантскими ячейками пустот-войдов. Считается, что эти нити задаются структурами темной материи, сеть которой охватывает весь космос и насыщает темным веществом гало, в которых растут крупные галактики.

Структуры галактических нитей во многом остаются плохо изученными, хотя уточнение их свойств могло бы пролить свет на природу темной материи и энергии, на крупномасштабную структуру Вселенной и гравитацию и даже на проблему барионной асимметрии Вселенной, в которой вещество без ясных на то причин явно доминирует над антивеществом.

Такую работу и провели Сыюй Хэ (Siyu He) и его коллеги, опираясь на данные обзора BOSS, изучившего распределение вещества во Вселенной на основе наблюдений порядка 1,5 миллиона галактик. Обзор позволил выделить целый набор связанных структур — возможных галактических нитей. Алгоритмы, использующие искусственный интеллект, помогли проанализировать эти структуры и связать их с наблюдениями реликтового излучения: гравитация массы галактической нити должна вносить искажения в этот микроволновый фон.

Галактические филаменты вносят искажения в наблюдения микроволнового реликтового излучения Вселенной / ©Siyu He, Shadab Alam, Wei Chen, and Planck/ESA

Все это позволило ученым «соединить точки» галактик, как в детской игре, получив новую трехмерную карту части «вселенской сети» галактических нитей. Авторы уверены, что в будущем это позволит лучше понять их происхождение и эволюцию, определить состав, температуру и движение вещества, перемещающегося по этим «дорогам» от галактики к галактике. «Также филаменты могут указать на определенные ограничения темной энергии, — добавляет Сыюй Хэ, — их длина и диаметр скажут о некоторых ее параметрах».