Астрономы обнаружили звезду с атмосферой из чистого кислорода — Naked Science

Астрономы обнаружили звезду с атмосферой из чистого кислорода

До сих пор существование таких звезд предсказывалось лишь некоторыми теориями. Средних размеров, но очень древние, эти звезды использовали или растеряли легкие элементы из своих атмосфер, так что внешние слои их содержат лишь кислород.

gallery-1459446859-sirus

Известно, что когда не слишком крупная (до 10 масс Солнца) звезда проэволюционирует, она отбрасывает внешние оболочки и остается тусклым и плотным белым карликом. Тяжелые элементы со временем перемещаются все ближе к центру, а легкие – прежде всего водород и гелий – поднимаются на поверхность. Это весьма распространенный процесс: фактически, если не считать 3% самых крупных звезд, остальные заканчивают жизнь в виде белых карликов, размеры которых обычно всего в несколько раз больше Земли, а масса – в несколько раз меньше Солнца.

Однако обнаруженный немецкими и бразильскими астрономами белый карлик SDSS J124043.01+671034.68 развивался не по классическому сценарию. Заметить звезду (которую авторы для краткости называют Dox) удалось среди данных о более чем 4,5 млн звезд, собранных за 15 лет работы масштабного просмотра неба Sloan Digital Sky Survey (SDSS).

Изучая эти данные, профессор Суза Кеплер (Souza Kepler) и его коллеги обнаружили белого карлика с весьма экзотической атмосферой, на 99,99% состоящей из кислорода и содержащей лишь небольшие примеси неона, магния и кремния. Такого до сих пор еще никто не видел: ни самого распространенного во Вселенной водорода, ни совершенно обычного гелия верхние слои карлика не содержат.

Причины этого до конца непонятны, однако предполагается, что виной всему – время. С годами легкие элементы могут просто улетучиваться из атмосферы белого карлика в космос, и если Dox чрезвычайно стар, то на нем этот процесс мог дойти до финальной стадии. Но как быть с другими, более тяжелыми элементами, которые присутствуют в атмосферах десятков тысяч белых карликов, изученных на сегодняшний день? Суза Кеплер и его коллеги предполагают, что виновником их исчезновения может быть вторая звезда, с которой Dox образовывала когда-то двойную систему. Она могла перетянуть на себя часть внешних оболочек белого карлика, обнажив слои чистого кислорода.