20.09.2018
Редакция Naked Science

Астрономы обнаружили следы встречи Млечного Пути с карликовой галактикой

Космический зонд Gaia нашел группу звезд, которые сотни миллионов лет назад были смещены со своих орбит сближением с карликовой галактикой.

stars0

Астрометрическая миссия ESA Gaia ведет сверхточные наблюдения за положением и видимым движением более чем миллиарда звезд Млечного Пути. Для нескольких миллионов из них это позволило определить точные параметры движения в пространстве Галактики. Анализируя эти данные, европейские астрономы идентифицировали группу звезд, находящихся над и под плоскостью диска Галактики и связанных общим направлением движения. Их статья опубликована в журнале Nature.

«Это напоминает то, как камень, брошенный в пруд, оставляет рябь и волны», — говорит Тереза Антойя (Teresa Antoja) из Барселонского университета, одна из авторов работы. На графике видно, что эти звезды сегодня образуют структуру в форме закрученной улитки. Проведенное учеными моделирование подтвердило, что такая структура должна быть следствием события, которое произошло между 300 и 500 миллионами лет назад.

Результаты моделирования: образование «улиткообразной» структуры из звезд, возмущенных древним столкновением / ©T. Antoja et al., 2018

Известно, что наша достаточно крупная Галактика поглощала и продолжает поглощать своих небольших соседок, среди которых и карликовая эллиптическая галактика в Стрельце. Она содержит лишь несколько десятков миллионов звезд и в ходе последнего сближения с Млечным Путем прошла «по касательной».

В результате слияния пока не произошло, однако гравитация карликовой галактики могла вызвать возмущения в движениях звезд Млечного Пути. По оценкам, это событие происходило между 200 и 1000 миллионов лет назад, что совпадает с оценками происхождения «улиткообразной» структуры.