Аллигаторы оказались неспособны на преувеличение
13.05.2017

Аллигаторы оказались неспособны на преувеличение

Австрийские и американские ученые впервые показали, что аллигаторы могут «описать» размеры собственного тела с помощью резонансной частоты вокализации, как птицы и млекопитающие.

14011496530_12a4093a91_k

Поскольку поединок связан с риском травм для обеих сторон, животные часто используют стратегии, позволяющие сперва предупредить соперника об угрозе и тем самым предотвратить схватку. Так, специфические вокализации птиц и млекопитающих могут служить сравнительно надежным коррелятом размеров тела, причем даже в тех случаях, когда особь пытается их преувеличить. «Правдивость» этих сигналов — у указанных классов — обусловлена, как считается, эволюционно. В пользу гипотезы говорит, например, тот факт, что тембр «голоса» зависит от длины голосового тракта, а «пустые обещания» порицаются даже родственными членами группы. Сохраняется ли тенденция у рептилий, неясно: за исключением некоторых ящериц и крокодилов, к вокализации они почти не прибегают.

Между тем, понимание того, на каком этапе возникло требование к «правдивости» вокализации, может прояснить его эволюционную ценность и возраст. Наличие «кодекса чести» у крокодилов указывало бы на его восхождение к вымершим архозаврам (и всем высшим позвоночным), а отсутствие — на новизну. Чтобы проверить, могут ли крокодилы искажать сигналы, связанные с размерами их тела, с помощью вокализации, сотрудники Венского университета и других учреждений изучили 43 американских аллигаторов (Alligator mississippiensis). На первом этапе авторы сделали аудиозапись рева в разных условиях — во время пребывания под водой (тело, кроме головы, скрыто) и на суше, — после чего измерили длину их головы и тела. Затем сравнили файлы по частотам с помощью Praat.

Расположение аллигаторов  в воде и на суше. Перед вокализацией самец, находящийся в воде, совершает специальный танец, во время которого разбрызгивает над собой капли воды (a) / ©Stephan A. Reber et al., Scientific Reports, 2017

Оценка морфологии выявила любопытную закономерность: отношение длины головы (25–57,5 сантиметра) к общей длине тела (197–300 сантиметров) у особей, содержавшихся в парке, было сильно скореллированным, тогда как для диких аллигаторов характерна аллометрия. Это может указывать на специфическую разницу в строении черепа у рептилий, обитающих в неволе и в естественной среде. Анализ аудиозаписей показал, что собственная резонансная частота (зависит от скорости вибрации связок) тесно связана с размерами тела независимо от пола и местоположения. В отличие от нее, преобладающие частоты (с более высокой амплитудой) практически не позволяли сопоставить рев пресмыкающихся с размером, но оказались слабо связаны с местом (на суше) и полом (у самок).

По словам ученых, в целом полученные данные подтверждают гипотезу о том, что для аллигаторов характерна морфологически детерминированная «правдивость» формант. Теоретически выводы могут быть распространены на крокодилов и остальных архозавров, а это значит, что динозавры также использовали специфическую, резонансную вокализацию в период спаривания и при угрозе. В обоих случаях подобные сигналы, по меньшей мере, выполняли функцию описания размеров тела древних рептилий. Тем не менее, источники различных частот, которые пресмыкающиеся задействуют в вокализации, остаются неизвестными. Например, обработка китайских аллигаторов (Alligator sinensis) гелием в прошлом эксперименте группы меняла тембр их «голоса», но не преобладающие частоты.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Рев аллигатора / ©Stephan Reber