• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.03.2023
Ольга Иванова
56
4 809

Виновата ли я: почему мы склонны обвинять жертв насилия

5.5

Помните нашумевший скандал, когда историк Олег Соколов расчленил свою аспирантку? Некоторые умудрялись ее же и обвинить в том, что ее убили. Жертв изнасилований то и дело попрекают тем, что они надели мини-юбку, вот, мол, и результат. Откуда берется убежденность многих людей в том, что жертва абьюза «самадуравиновата»? Как это связано с когнитивными искажениями и Стокгольмским синдромом? Naked Science попробовал разобраться.

Кадр из к/ф «Однажды в Стокгольме» о захвате заложников в 1973 году и Стокгольмском синдроме / ©Getty Images

Когда именитый доцент СПбГУ, специалист по военной истории Франции и видный деятель движения исторической реконструкции Олег Соколов расчленил свою аспирантку Анастасию Ещенко, меня поразил поток комментариев в социальных сетях. Многие на полном серьезе сомневались, не виновата ли сама девушка в том, что ее убили, да еще с особой жестокостью. Мол, «сама довела» или «зачем жила со стариком? — ясное дело, из-за денег, вот и получила!». Таких сомневающихся, кажется, не становилось меньше даже после того, как были обнародованы подробности истязаний другой жертвы кавалера ордена Почетного легиона (после убийства Соколов был лишен этого звания. — NS) с использованием раскаленного утюга, публичных издевательств главы реконструкторов над лошадьми, всплывшей информации о гибели человека «по неосторожности» доцента и условном сроке последнего, слухах о безвестной пропаже одной из его предыдущих «возлюбленных».

Прибавьте к тому обнародованные страницы дневника мечтающей о семье Ещенко, где она планировала ухаживать за престарелым «отцом семейства» и выражала готовность в одиночестве кататься на роликах с их будущим ребенком, или рассказы о том, как жила пара: Анастасия спала в отдельной комнатке у входа, а Соколов — в большой спальне. По словам знакомых, денег у него никогда особенно не водилось, не говоря уже о том, что всю рутинную работу за доцента делала Анастасия, готовившая презентации для его выступлений, переводы и прочее не достойное «гиганта мысли». Об Олеге Соколове и Анастасии Ещенко мы писали здесь.

Олег Соколов и Анастасия Ещенко / ©Getty Images

Если уж резонансное убийство с расчлененкой девушки с безупречной репутацией вызывает желание закидать жертву камнями, то что уж говорить про «бытовое» изнасилование, то и дело сопровождающееся репликами «а зачем она короткую юбку надела?». Про домашнее насилие, когда «милые бранятся — только тешатся» и вовсе речи не идет: ни соседи, ни правоохранительные органы предпочитают не влезать в конфликт («зачем выносить сор из избы — сами разберутся»). А если жертва и в самом деле имела неосторожность вытворить что-то «этакое», то пиши пропало: ее реплики разнесут на интернет-мемы и заклеймят «бесчестьем». Яркий пример: случай Дианы Шурыгиной, имя которой стало нарицательным и обозначает «нескромную женщину, зарабатывающую телом». По мнению общественности, главное зло — сама девушка, а вовсе не ее насильник.

Диана Шурыгина на передаче «Пусть говорят» с Андреем Малаховым / ©Getty Images

Ведь она — о, ужас — выпила водки «на донышке», рассказала во всеуслышанье о том, что с ней произошло («какой позор!»), сыпала оскорблениями направо и налево, да и вообще, похоже, «не очень-то сопротивлялась». Оправдывать действия и слова Шурыгиной мы не беремся, но то, что ее насильник на этом фоне заслужил массовую симпатию, — вообще-то нонсенс. Что не очень далекая и нагловатая в силу своей молодости и бог знает чего еще девчонка может вызывать негативные чувства — понятно, но как объяснить чуть ли не полное оправдание на этом фоне насильника, который, на секундочку, все-таки совершил уголовно наказуемое деяние над несовершеннолетней и тоже далеко не пророк Моисей? А объяснить очень просто: всему виной когнитивное искажение. О нем и поговорим.

Белое пальто

Обвинение жертвы в социологии и юриспруденции называют виктимблеймингом, когда жертве преступления, несчастного случая или любого вида насилия вменяется полная или частичная вина за то несчастье, которое с ней случилось. Да-да, сюда входят даже погорельцы, жертвы землетрясений и других природных и техногенных катастроф. Кто из нас не слышал «мудрое» мнение бабушки у подъезда: если на их долю выпало — значит, заслужили (более мягкий вариант — «так было нужно»). Между тем бабуля отражает не просто свое мнение, а срез такового для очень многих людей. По большому счету виктимблеймингу подвержены все или почти все из нас, только в разной степени. Особенно часто распространен этот феномен у медицинских работников. Некоторые психологи даже оперируют термином «токсичность медиков», с которой сталкивался, наверное, каждый, а жертвы изнасилований — почти регулярно. Врач при осмотре может вести себя грубо и бесцеремонно, дать понять такой девушке, что она сама спровоцировала насилие.

©pinterest.ca

А в некоторых культурах виктимблейминг и вовсе носит чуть ли не официальный характер. Жертвы изнасилований подвергаются жесткому остракизму, и особенно в том случае, если девушка до того была девственницей. Обвиняют, как правило, не насильника, а жертву. Надо сказать, что подобное было распространено и в нашей стране еще совсем недавно (вспомните фильм «Штрафбат», где показана ситуация, когда изнасилованная солдатом девушка кончает жизнь самоубийством — это и понятно, ведь «кто тебя замуж теперь возьмет, порченную»).

Логика «обличителей» незамысловата: если с человеком случилось несчастье — значит, здесь есть его вина, значит в чем-то человек вел себя неправильно. Нередко этот эффект называют «белое пальто». Его имя происходит от присказки: «Они все дураки, а я в белом пальто стою красивая». «Надевание» белого пальто связано с магическим мышлением, когда человек уверен в том, что при правильном поведении с ним ничего подобного произойти не может, а те, с кем это случилось, попросту «заслужили»: «почему со мной таких случаев не происходит?», «как можно было сразу не понять, что это за человек?».

Справедливый мир

Дело в том, что неискушенному в рефлексии человеку довольно некомфортна сама мысль: некая несправедливость может произойти с другими просто так, без какого-либо их «вклада». Такой человек как бы бессознательно рассуждает: ведь если несчастья происходят хаотично, то они могут произойти и со мной? Защищаясь от подобной ужасающей идеи, люди используют так называемую концепцию справедливого мира.

К такому выводу пришел первооткрыватель феномена веры в справедливый мир — американский социолог Мелвин Лернер. В одном из своих экспериментов «пионер изучения справедливости» просил участников высказать свое мнение о людях, изображенных на фото. Те опрашиваемые, которым дополнительно сообщали, что люди на снимках выиграли крупные суммы денег в лотерею, наделяли последних более положительными чертами, чем другие члены группы, которым ничего подобного не говорили.

В другом эксперименте испытуемым показывали видеозапись процесса обучения. На ней учеников (актеров) якобы били током за допущенные ошибки. В процессе опроса участников, посмотревших ролик, выяснилось: испытуемые относились гораздо хуже к тем ученикам, у которых не было возможности прервать урок и уйти, чем к тем, у кого такая возможность была и ученик ею пользовался. Лернер написал по этому поводу следующее: «…один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу».

Выставка в поддержку жертв сексуального насилия «Во что ты была одета?» / ©WOUB Public Media

Вера в справедливый мир — не что иное, как когнитивное искажение, выражающееся в уверенности, что «каждому будет дано по его поступкам» и что люди получают то, что заслуживают, исходя из их качеств: плохие рано или поздно будут наказаны, а хорошие вознаграждены. Именно здесь лежат корни самоуспокоения некоторых: мол, их обидчику «все вернется бумерангом». Отсюда же и уверенность, что жертвы насилия сами виноваты в том, что с ними произошло. А если они, подобно Диане Шурыгиной, еще и не очень умны, чтобы создавать на публике идеальный имидж, и демонстрируют обычную человеческую природу, то тут уж сомнений нет — виновата жертва, а ее насильник — да что о нем говорить, сами знаете поговорку про «суку и кобеля».

Кстати, исследование, проведенное американскими социальными психологами Зиком Рабином и Летицией Энн Пеплау в 1975 году, показало, что люди, склонные к вере в справедливое устройство мира, обычно более религиозны, авторитарны (об авторитарной личности — понятии, выведенном Эрихом Фроммом, который связывает это с такими социальными явлениями, как фашизм и геноцид, мы подробно писали здесь), консервативны и проявляют склонность к поклонению политическим вождям, одобрению существующих социальных институтов, а также смотрят свысока на дискриминируемых, бедных и обездоленных.

А судьи кто?

«Виктимблейминг чаще всего актуален для жертв „домашнего насилия” и изнасилования, а особенно для женщин, которые носят вызывающую, откровенную одежду и таким образом „дают свое согласие” на действия сексуального характера. Однако говорить о том, что виктимблейминг осуществляется только по отношению к женщинам, неверно, подвергаются ему и мужчины. Яркий пример этому — уголовное дело, возбужденное в отношении рядового Шамсутдинова (он застрелил восемь своих сослуживцев). Обвинению со стороны некоторой части общества подверглись сами убитые, а содеянное Шамсутдиновым расценивалось как справедливая кара за действия командования и сослуживцев», — пишет в журнале „Юридическая наука” в статье „Виктимблейминг или роль жертвы в совершении преступления” кандидат юридических наук, заведующий кафедрой трудового и экологического права ДВФУ Андрей Присекин и студент ДВФУ Дмитрий Парин. — Зачастую представления общества строятся на том, что жертва должна была осознавать существующую для нее опасность, а следовательно, должна была принять меры для ее недопущения, таким образом часть ответственности за совершенное насилие фактически перекладывается с лица, которое совершило преступление, на потерпевшего».

Рядовой Рамиль Шамсутдинов, устроивший массовый расстрел сослуживцев в воинской части поселка Горный Забайкальского края 25 октября 2019 года / ©lenta.ru

Увы, к виктимблеймингу имеют непосредственное отношение не только «бабушки у подъезда», но и следователи, ведущие уголовные дела, и даже судьи. «В некоторых ситуациях следователи склонны к обвинению жертвы, что, во-первых, влияет на дальнейший ход расследования, во-вторых, является особо опасным в правоприменительной практике. И такое поведение следователей на практике не преследуется, что повышает опасность виктимблейминга в несколько раз. (…) Виктимблейминг может играть важную роль и в судебном разбирательстве.

„Провоцирующее” и вызывающее поведение жертвы как в ходе судебного разбирательства, так и в момент совершения преступления может влиять на внутренние убеждения судьи, что в свою очередь влияет на приговор. (…) При этом следует отметить, что некоторый аспект виктимблейминга (…) имеет законодательное закрепление. Некоторые аспекты обвинения жертвы можно обнаружить в п. „3” ч. 1 ст. 61. УК РФ и в ст. 107 УК РФ. Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, выступает в уголовном праве в качестве обстоятельства, смягчающего уголовное наказание, назначаемое лицу, совершившему преступление», — продолжают авторы из ДВФУ.

Все слышали истории, когда полицейские спускают дело об изнасилованиях и даже убийствах на тормозах. Убийство списывают на самоубийство, а дело об изнасиловании просто закрывают за недостаточностью улик. Чаще это происходит в небольших и отдаленных поселках, где убийца и насильник прекрасно известен не только следователям, но и всем родственникам и соседям жертвы. И все равно ему удается откупиться условным сроком в два года, а то и вовсе ничем: «несчастным случаем» и отсутствием какого-либо приговора. О похожих историях мы писали здесь. Нередки случаи, когда «сочувствующие» (а иногда и сами жертвы!) просят следствие замять дело, потому что «не надо портить парню жизнь».

Тонкая грань

Есть такая наука — виктимология. Помимо прочего она изучает поведение и психологию жертв преступлений. Психологи и социологи пытаются понять, есть ли в самом деле у человека или группы людей какая-то предрасположенность становиться объектом насилия, особенно если речь идет о «33 несчастьях». Ведь виктимблейминг «бьет» не только по взрослым, но и по детям. В первую очередь подвергающихся буллингу (кстати, нередко с переводом ребенка в другую школу или даже в другой класс травля его необъяснимым образом прекращается).

То же самое относится к женщинам, которые из раза в раз находят себе романтических партнеров-абьюзеров. Грань между бездумными обвинениями жертвы и пониманием того, что она и в самом деле может отчасти вызывать реакцию агрессии у определенных, склонных к этому (!) людей, очень тонка. А зачастую никакой ответственности у жертвы и вовсе нет.

Толерантность к насилию

Могут ли какие-то черты характера, воспитания или условия жизни толкать человека в руки насильника? Речь не о вине, а об ответственности человека за свою жизнь. Об этом и многом другом мы спросили у кризисного психолога Натальи Рачковской:

— Ответственность жертвы за насилие, на мой взгляд, — вредная идея. Сложно провести грань между однократным случаем насилия или неоднократно повторяющимся абьюзом. Неоднократно — это сколько? Исходя из моего восьмилетнего опыта работы с жертвами абьюза, одна из немногих отличительных черт таких людей это то, что они, наоборот, берут на себя слишком много ответственности (за исключением тех, кто страдает тяжелым расстройством личности, но таких мало). Вот приходит женщина после ужасных отношений со своим партнером и начинает искать причину в себе. Она говорит: «это я виновата», «это я его спровоцировала» или «я сама нахожу таких мужчин», «а может быть, я это заслужила?». Очень часто женщины пытаются что-то сделать в самих отношениях, чтобы их улучшить. Что это как не ответственность? И первое, с чем я начинаю работать, с тем, чтобы снять эту излишнюю ответственность, потому что чрезмерная ответственность не помогает, а наоборот, мешает выйти из абьюзивных отношений и восстановиться после. При этом выйти из таких отношений мешают, в числе прочего, и гендерные стереотипы — со всех сторон женщине говорят: «мужчина голова — женщина шея», «женщина ответственна за климат в семье», вот она и пытается быть ответственной. И даже если речь идет о череде абьюзивных отношений, часто оказывается, что это не одно и то же, потому что деструктивные партнеры показывают себя по-разному. Женщина может решить, что больше не позволит по отношению к себе, например, избиение или сексуальное насилие, но встречает другого человека, который позволяет себе, например, эмоциональный или финансовый шантаж. И вновь находится в абьюзе.

Кризисный психолог Наталья Рачковская / ©Фото из личного архива Натальи Рачковской

Есть и такой момент — насильственные отношения, как правило, начинаются не сразу. Ни один абьюзер не говорит на первом свидании: я буду тебя бить, насиловать, изменять, забирать всю зарплату. Часто все происходит с точностью до наоборот — такие люди показывают себя прекрасными принцами и принцессами. Закручивание гаек зачастую происходит медленно и постепенно. Хотя насилие может начаться почти сразу — зависит от того, к чему «приучена» жертва, заметит ли она проявление такого отношения или воспримет как само собой разумеющееся. Для кого-то это покажется удивительным, но многие из таких людей банально не знают, в каких ситуациях надо насторожиться.

— Что общего у женщин, которые остаются в таких отношениях? Есть еще одна особенность — высокая толерантность к насилию, — продолжает Наталья Рачковская. — Термин толерантность пришел к нам из медицины и, по сути, означает привыкание к какому-то препарату, снижение чувствительности. Это похоже на толерантность к алкоголю — сначала человек пьянеет от малой дозы, а потом его организм привыкает, и, чтобы прийти к измененному состоянию сознания, ему требуется все больше спиртного. То же самое происходит в любой стрессовой ситуации: меняется биохимия нашего мозга — чтобы мы могли приспособиться. Человек, который никогда не сталкивался с насилием, испытает мощнейший шок от оскорбления. Клиенты из благополучных семей часто рассказывают, что пережили сильный стресс, если вдруг на них накричала обычно добрая и миролюбивая мама. А есть люди, которые в этом живут, они приходят и рассказывают: «Да, мама меня била»— «Чем била?» — «Ну шваброй. Ничего такого, я сама виновата». Так вот у первого человека организм не приучен к насилию, для него это сильный стресс, а второй даже не заметит и не станет маркировать ситуацию как потенциально угрожающую его психическому или физическому здоровью. Бывает, что человек в принципе живет в такой среде, когда одного соседа убили, второго посадили, третий «скололся» — для таких людей ситуации насилия нормальны. Но не всегда в абьюзивных отношениях оказывается женщина с изначально высокой толерантностью к насилию. Бывает и так, что толерантность развивается постепенно в изначально хороших отношениях. Просто в этой ситуации абьюзер не проявляет себя во всей красе сразу, а наращивает градус насилия постепенно. И через некоторое время женщина вдруг с удивлением обнаруживает себя в ужасных отношениях и недоумевает, как она могла такое позволить, ведь раньше никогда такого не было.

Кроме того, когда мы смотрим на ситуацию снаружи, зачастую она видится не той, какой она кажется изнутри.

— По этому поводу я часто привожу пример, — говорит Наталья Рачковская. — Когда мы смотрим фильм ужасов, то знаем, что ждет героя за дверью или в темной комнате, мысленно восклицая: не ходи туда! Но самому герою это отнюдь не очевидно — он живет согласно вере в «справедливый мир».

Человек как вещь

Наше общество во многом пропитано мизогинией. И она тоже играет роль в обвинении жертв насилия, причем часто со стороны представительниц того же прекрасного пола. Неприязнь и недоверие к женщине можно увидеть не только в Библии или Коране, но и в более ранних религиозных текстах тех же древних греков. Откуда они берутся?

— На мой взгляд, однажды иерархия в обществе распределилась так, что женщину просто объявили слабым полом, — продолжает Наталья Рачковская. — Кто-то подводит под это какие-то концепции, но я думаю, это случайность, потому что слабым полом женщина считается не во всех культурах. Если говорить про древние эпохи, то я бы не назвала это нелюбовью к женщине — скорее, потребительским отношением. Точно так же, как относились к вещам или домашним животным. Есть законы, которые наказывают воров, вот и в древности были законы, которые покушались на «собственность» мужчин — женское тело. В одних культурах карали человека, который покусился на жену, а в других — саму женщину, которая «не уберегла честь». Поэтому до сих пор в насилии над женщиной часто обвиняют ее саму. То же самое касается даже маленьких детей: зачастую даже пятилетнюю девочку в случае изнасилования считали развратницей, а мальчика — жертвой.

Синдром из Швеции и слабое звено

Наталья Рачковская: «Стокгольмский синдром возникает вследствие повышения толерантности к насилию. Это механизм адаптации психики к сложной стрессовой ситуации. Когда человек находится в ней, то его психика просто не справляется, он чувствует свое бессилие. Чтобы защититься, у некоторых людей включается механизм возврата себе контроля: если я сам хочу находиться в этой ситуации, значит, я ее контролирую. Именно на этом основана „любовь” к человеку, который, например, вас избивает или систематически причиняет эмоциональную боль. А это не любовь, это Стокгольмский синдром. В моей практике бывали ситуации, когда женщину избивал мужчина, но она не воспринимала это как любовную зависимость, а называла большим чувством».

Здание Коммерческого банка в Стокгольме, Швеция, в котором в 1973 году произошла попытка ограбления и захват заложников. Под воздействием сильного стресса заложники начали сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и в конечном счете отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели. Этот феномен получил название Стокгольмского синдрома / ©ru.wikipedia.org

— Помимо веры в справедливый мир, мизогинии, Стокгольмского синдрома, есть ли еще, на ваш взгляд, причины такого явления, как виктимблейминг?

— Я думаю, что здесь также задействован биологический страх или отвращение по отношению к чему-то опасному. Например, людям часто неприятно видеть гниющие раны. Это природный механизм, который обусловлен биохимией, он призван защитить организм от заражения или от общения со слабым в стае, чтобы «не заразиться» слабостью (ведь говорят же: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты). Причем это, увы, бывает даже у хороших, эмпатичных людей, в том числе психологов, которые не работают с жертвами насилия. А те, кто специализируется именно на этой теме, знают про эти механизмы и умеют их «выключать», как хирурги, которые каждый день видят кровь.

Поэтому включение защитных механизмов по отношению к жертвам абьюза и насилия сами по себе нормальны и не говорят о том, что их проявляют лишь безжалостные люди, — просто для них эта тема непривычна и довольно травматична даже для восприятия со стороны. И все-таки иногда стоит остановиться и задуматься: а прав ли я, когда осуждаю другого? 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

11 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

56 Комментариев

-
0
+
"Надо сказать, что подобное было распространено и в нашей стране еще совсем недавно (вспомните фильм «Штрафбат», где показана ситуация," Стоило бы проиллюстрировать суровую реальность на примере сочинений Солженицына или Игры престолов. Правды в них не больше.
-
0
+
Такая фотка, как будто Соколов уже записался в Вагнер.
-
0
+
То есть виктимология это лженаука и жертва не может провоцировать конфликт?
    Татьяна
    02.03.2023
    -
    2
    +
    Жертва может провоцировать конфликт. Но может - и не может. Вопрос в том, что если преступник знает, что его за насилие расстреляют (ну грубо) даже если жертва улеглась на площади города нагая с призывной табличкой на груди, а общество осудит преступника, а не жертву, то он, если совсем не болен, примотает свое добро скотчем к ноге и пройдёт мимо. Если жена будет знать, что, какой бы её муж ни был "не такой", за шантаж детьми - их могут отобрать, а не будут всем миром её жалеть, какая она несчастная - она никогда так не сделает. Если муж будет знать, что за избиение "пррвоцирующей жены" он сядет на долго и без компромиссов, он никогда не поднимет руки. Задумайтесь, почему в странах, где закон, действительно, работает, то же семейное насилие значительно меньше распространено. Думаете, там меньше провоцируют? Да вот как раз - нет. Просто, общество и закон однозначно осуждают обидчика, а не жертву
    +
      ещё комментарии
      Андрей
      02.03.2023
      -
      0
      +
      В США в некоторых штатах за наркоторговлю дают сто лет, а в Китае смертная казнь, и что она там побеждена? Открою вам секрет, в любой стране суд решит в пользу жертвы. Но только легче ли жертве от этого, когда этого могло бы просто не случится, веди она себя цивилизованно и не раздеваясь в центре площади до гола с призывной табличкой на груди?
        Татьяна
        03.03.2023
        -
        2
        +
        Вы отличает "меньше распространено" и "побеждена"? Первое. Второй, ну давайте, откройте мне секрет про суд.Сколько судов за изнасилования женщин и детей в Индии? Сколько за семейное насилие в той же России, в которой дела даже до судов не доходят? Не смешите. Вы много знаете осуждённых за побои супруга-супруги? Максимум хулиганка, и то, если милиция, вообще, отреагирует. А если женщина избивает мужа, много судов знаете? А за изнасилование мальчиков и мужчин много судов в то й же России Вы знаете? Или хотите сказать что этого нет? Есть, но жертвы знают, что жизни им не будет во всей стране. А когда случается беда, оказывается, что все вокруг знали, и в милицию обращались, и в колокола звонили, но оказывалось, что "заслужили" и "сами виноваты". Та "гуляла", ей руку отрубили, тот пил, его избивали до травм. Один из самых ярких примеров - эти армянские сестры. Их дело просто до суда не доходило. Их игнорировало государство и общество, потому что, они сами были виноваты. Так считала и милиция и школа, и соседи, даже родственники. Во многих мусульманских странах осудить могут и, скорее всего, осудят женщину за насилие над ней. Опять же. Если до суда дойдёт. При этом, в той же Финляндии ударить жену-мужа - это реальный срок и куча ограничений. И там до двух не считают, побои сняли, провели расследование, срок без компромиссов и алименты всю жизнь. Кстати, не важно, жена или муж. И там, по словам соцслужб, с семейным насилием в последнее время, сталкиваются в основном, со славянами и мигрантами из южных стран. Поэтому смысл Ваших слов про суд - отсутствует напрочь. Тем более, про любую страну - это не соответствует действительности
          Андрей
          03.03.2023
          -
          -1
          +
          Ну, вы же сказали, что если бы было более суровое наказание, тогда бы и побоев не было. Но примеры стран с суровым наказанием показывает, что этот способ малоээфективен. Много или мало осуждённых за побои я знать не должен. Я не судебный практик . Зато знает статистика. Обратитесь к ней. У нас за побои тоже реальный срок. Без физических увечий срок до года. Так что не надо падать ниц перед западным правосудием, у нас оно тоже довольно продвинуто Да, суд решает всегда в пользу жертвы. Если вы знаете дело, где избитого/ую суд осудил, вместо того, чтобы осудить нарушителя, приведите пример, с интересом почитаю.
            Affidavit
            03.03.2023
            -
            2
            +
            не надо падать ниц перед западным правосудием
            Не надо проецировать на людей особенности своего поведения.
            суд решает всегда в пользу жертвы. Если вы знаете дело, где избитого/ую суд осудил, вместо того, чтобы осудить нарушителя
            Превышение пределов допустимой самообороны? Нее, по телевизору не рассказывали.
            Татьяна
            04.03.2023
            -
            1
            +
            У меня такое ощущение, что русский для Вас - не родной. Это бы многое объяснило. Где я про "наказание суровее" написала? И какой такой статистикой волшебной Вы пользуетесь? Ну посмотрите статистику. Только учтите, что в странах, где наказывается и осуждается (для нерусскоязычных: ничего общего с суровостью наказания) преступник, но не жертва, никакой статистики адекватной быть не может - читайте выше до прозрения. Если написано, что в условной Норвегии 3 % семей страдают от насилия, а в условной России 0,5 - это не значит, что в России мужья не бьют жён. Это только значит, что из-за того, что "сама виновата" жертва не попадёт в статистику. Осуждение обществом преступника, независимо от личности жертвы, и неизбежность наказания, как доказывает опыт цивилизованных стран (для не русскоязычных - не путать с западными), снижает насилие. Если Вы хоть раз выезжали за границы своей страны, то знаете это и без статистики. Но статистика тоже поможет. Корректная
              Андрей
              04.03.2023
              -
              0
              +
              Так, а может в условной Норвегии многие жертвы побоев тоже не попадают в статистику? И там не условные 3%, а все 6%... Общество может осуждать кого угодно и когда угодно - на то оно и общество. А судебные решение выносят квалифицированные судьи. Так что ориентируетесь на статистику по вынесенным судебным решениям, а не на свои мифические представления о жизни. Так обычно и делают в цивилизованных странах. Спасибо, кстати, что похвастались тем, что поездили по странам. Для тех, кто проживает в селе, это безусловно великое событие, которое переполняет их чувством собственной важности и превозносит их над своими односельчанами на немыслимую доселе высоту...
                Татьяна
                19.03.2023
                -
                1
                +
                Ну, то есть для Вас поехать за шлагбаум - это великое событие? это грустно. Но нет, дело скорее всего не дойдёт до суда, если жертву осуждает общество - об этом и речь. Вы ходите по кругу. А статистику в таких странах, как Норвегия, Дания, Швеция и прочие Финляндии, рисуют не для галочки и красивой картинки, как привыкли Вы, а для решения проблему. Им все равно, как на них посмотрят начальники и западные партнёры. Поэтому, статистика по домашнему насилию адекватная, она складывается не только на основании судов, но и центров помощи и медучреждений. Открою секрет, 21 век, Вам не нужно никуда из своего села ехать, и даже язык необязательно знать. Просто, попробуйте использовать сети не только, для того чтобы свой мирок защищать. Посмотрите, чему можно научиться
                Андрей
                21.03.2023
                -
                0
                +
                Ну, судя по вам, даже имея доступ в интернет и регулярно выезжая из своего села в такие продвинутые страны, как Финляндия, Швеция, Дания, вы так ничего и не поняли и пребываете в иллюзии, что у нас одни лжецы, а там все святые) открою вам секрет, что люди везде одинаковые! И проблемы везде одинаковые тоже.. "статистику в таких странах, как Норвегия, Дания, Швеция и прочие Финляндии, рисуют не для галочки и красивой картинки, как привыкли Вы, а для решения проблему. Им все равно, как на них посмотрят начальники и западные партнёры. Поэтому, статистика по домашнему насилию адекватная.. " Я извиняюсь, а вам лет-то сколько? 15? Потому что такого рода аргументы могут приводить только абсолютно наивные дурочки. Вообщем подрастите, а потом уже, когда наберетесь уму-разуму, тогда уже и обращайтесь к такой дисциплине, как статистика...
Affidavit Donda
01.03.2023
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
-
-1
+
Интересно, какая-нибудь продвинутая авторка объяснит, что такое "эмоциональный или финансовый шантаж"?Это когда мужик не отдает зарплату?))
    Ольга
    01.03.2023
    -
    6
    +
    Уважаемый Игорь, продвинутая авторка объясняет: финансовый шантаж - это когда женщине в декрете, например, не дают денег на еду или на предметы бытовой гигиены, или просто забирают у нее всю зарплату себе (да-да, и такое бывает, вы удивитесь). А про эмоциональный шантаж написаны ТОМА. Отсылаю вас к ним)
    +
      ещё комментарии
      Affidavit
      01.03.2023
      -
      3
      +
      Отсылаю вас к ним
      Это что-то новенькое! Туда его, вроде бы, ещё не посылали. :-)))
      Игорь
      01.03.2023
      -
      -3
      +
      Особенно пикантно было про забрание заплаты, которая сейчас выплачивается на карту) Авторка не поделится технологией? Это уже физическое насилие...) Ну а факт того, что женщине в декрете выплачивают полуторагодовую ЗП, продвинутая авторка деликатно опустила. А про психологическое насилие, авторка может своими словами? Женщина не только физически, но и психологически слабее мужчины? Это уже опасное утверждение, так ведь можно и до интеллектуального аспекта договориться...)
    ssch
    01.03.2023
    -
    4
    +
    Эмоциональный шантаж, это когда муж говорит жене "ты не хочешь купить мне машину/айфон/бульдога/пиджак от гуччи, значит ты меня не любишь! Не видать тебе секса, пока не исправишься!"
    +
      ещё комментарии
      Игорь
      01.03.2023
      -
      0
      +
      Да, хорошая шутка) Но авторки не оценят...
      Татьяна
      01.03.2023
      -
      2
      +
      Да. И это, кстати тоже. С чего взяли, что жертвами могут быть только женщины? Мужчин не намного меньше, особенно в "бытовом" насилии. И изнасилованных мужчин, кстати, тоже не так уж и меньше. Но их насильники редко отвечают за свои преступления, потому что - что? Потому что жертва изнасилования будет страдать от общества несоизмеримо больше насильника.
        Игорь
        05.03.2023
        -
        0
        +
        Откуда вы берете эту чудовищную чушь???
          Татьяна
          19.03.2023
          -
          0
          +
          В чем именно чушь?
            Игорь
            20.03.2023
            -
            -1
            +
            "Потому что жертва изнасилования будет страдать от общества несоизмеримо больше насильника" Вот эта чудовищная чушь.
              Татьяна
              20.03.2023
              -
              1
              +
              Хотите сказать, что в России "отменили" в обществе понятие "опущенный"? Не смешите. Снимите шоры. И посмотрите хотя бы самые громкие дела по этой теме, когда мужчин шантажируют тем, что распространят информацию об их изнасиловании. Отрицать очевидное - это уж совсем для инфантильных людей
                Игорь
                21.03.2023
                -
                0
                +
                В этом же треде вы утверждаете, что не из России, и плохо знаете здешние реалии. И тут же с апломбом рассуждаете о вещах, о которых не имеете ни малейшего понятия. Понятие "опущенный" существует лишь в уголовной среде, никак не в обществе. О "самых громких делах по этой теме" не уверен, что слышал хотя бы один из тысячи... Резюме: вы с уверенностью продолжаете нести чушь и дичь...)
-
5
+
Комментарии как всегда показательны!
Affidavit Donda
01.03.2023
-
2
+
Автор просто иноагент какая-то! :-))) p.s. Тема "превышения пределов допустимой самообороны"™ не раскрыта. А то ведь в некоторых духовнобогатых странах частенько подвергаются уголовному преследованию несостоявшиеся жертвы насилия, сумевшие успешно отбиться от насильника.
ataraveski
01.03.2023
-
4
+
Умудриться не загуглить кучу исследований и написать о серьезной проблеме так что даже интересующиеся решили что проблема надуманна. Вот такие вот статьи и двигают лодку назад. Вам все-таки нужно нанять редактора, нынешний - самозванец
ssch ssch
01.03.2023
-
5
+
Добрался до ссылки на плохой фильм как пример реальности, после чего с качеством материала стало окончательно всё ясно.
    Affidavit
    01.03.2023
    -
    -3
    +
    Лучше бы вы добрались до учебника пунктуации русского языка. Может быть, сумев его усвоить, вы бы сумели понять смысл прочитанного вами в статье. "Но это не точно."(ц) :-)))
    +
      ещё комментарии
      ssch
      01.03.2023
      -
      2
      +
      Моя неграмотность повышает качество статьи? Интересный подход.
        Affidavit
        01.03.2023
        -
        1
        +
        Ваша неграмотность попросту не дала вам понять прочитанное. Если вы вообще смогли прочитать хоть пару абзацев. О каком понимании смысла тут может идти речь? Ваш "комментарий", наполовину состоящий из истасканной фразочки, весьма недвусмысленно это демонстрирует.
          ssch
          01.03.2023
          -
          0
          +
          Какой может быть смысл в статье, в которой, как к факту из реальной жизни, отсылаются к фильму? А до этого к слухам? Но да где уж мне пару абзацев осилить, мы академиев не кончали.
            Affidavit
            01.03.2023
            -
            2
            +
            в статье, в которой, как к факту из реальной жизни, отсылаются к фильму
            Вот уж точно, "смотрит в книгу, а видит фигу"(ц). Причём воображаемую фигу. Сцена из фильма использована как иллюстрация. Иллюстрация, не спорю, ни в борщ, ни в Красную Армию. Слухи же вообще за факты выдавались только в вашем воображении. Вы бы сделали с ним что-нибудь, а то оно у вас слишком живое, так и до схизиса недалеко.
              ssch
              02.03.2023
              -
              0
              +
              О господи, моё воображение способно изменить авторский текст! ---------------- "слухах о безвестной пропаже одной из его предыдущих «возлюбленных»." --------------- Вы всё ещё уверены, что это именно я не умею читать? Я что-то начинаю сомневаться в себе.
                Affidavit
                03.03.2023
                -
                1
                +
                Вы всё ещё уверены, что это именно я не умею читать?
                Вот теперь я точно уверен в том, что вы мастерски овладели искусством выборочного чтения.
Питон Удав
01.03.2023
-
2
+
Я даже не сомневался, что автор - женщина. Ну ладно, что она в теме не очень разобралась, но ещё приводить в качестве примера художественный фильм! Так вот, касаемо самой темы. Да, есть психологическая проблема, когда сама жертва винит себя в насилии над собой. А есть просто поведение человека и теория вероятности, но не переклалывание вины. Так вот, автор путает две темы. Вину за насилие и вину за то, что жертва увеличила вероятность быть изнасилованной. Виноват безусловно всегда насильник. Но вот почему имеено эта девушка стала его жертвой, а не другая? Простая случайность или следствие её поведения? Есть две девушки. Одна приходит домой вовремя, ночью не гуляет, по незнакомым компаниям не шастает, одевается скромно. Другая - гуляет где попала, вызывающе одета, шляется с незнакомыми. Могут изнасиловать первую девушку? Могут! Могут вторую? Тоже могут! А вот насколько вероятнее, что жертвой станет имеено вторая, а не первая девушка? В этом и состоит обвинение общества. Общество не перекладывает вину за содеянное, общество осуждает поведение жертвы, которое увеличило вероятность стать ей. Вот в чем вина Дианы и Анастасии. Диана могла бы сидеть дома и все. А не шляться по компаниям и выпивать там. Защитило бы это её 100% от изнасилрвания? Нет! Уменьшилось бы её вероятность быть изнасилованной? Да! Анастасия жила с явным психом, описание того, где она спала уже про это говорит. Могла она уйти от него и остаться в живых? Могла! Нет, надо было продолжать жить с психом, тем самым увеливая вероятность того, что именно её убьют. Как-то давно смотрел передачу, там один специалист по безопасности выступал. Так вот он сразу сказал следующее: - не надо мне задавать вопросы типа, я вот девушка в тёмном переходе ночью одна, а навстречу 5 мужиков и сзади 5 мужиков, и что мне делать? Я на это отвечу одно - не надо было находиться ночью в тёмном переходе одной. Спасение человека - это прежде всего его ответственность, а уж потом вина преступника. Не надо своим поведением увеличивать вероятность того, что именно вы станете жертвой насилия. Насильник будет виноват всегда, но жертве это вернёт здоровье или жизнь? Нет. Более того, если окажется, что жертва сама своим поведением увеличивала вероятность стать жертвой, то ещё и получит осуждение общества.
    Affidavit
    01.03.2023
    -
    -4
    +
    Спасение человека - это прежде всего его ответственность, а уж потом вина преступника.
    А вот и обладатели консервативно-магически-АУЕшного "мышления" подтянулись. :-)))
    Илья
    01.03.2023
    -
    5
    +
    Тут женщины (и мужчины отчасти), включают принцип вседозволенности, которая им должна помочь. А в жизни, как в анекдоте- "мертвый пешеход всегда прав".
    +
      ещё комментарии
    Diana
    01.03.2023
    -
    7
    +
    Мне очень понравилась ваше высказывание касаемо "Спасение человека - это прежде всего его ответственность, а уж потом вина преступника." И теперь, хочу теперь задать вам вопрос. А что, например, с детьми? Для наглядности, приведу пример вполне реальный, произошедший в прошлом году. К пятилетнему ребенку подскакивают двое неизвестных и силой уводят, через несколько часов поисковый отряд находит изнасилованное и растерзанное с особой жестокостью тело. Или вот еще один. Небольшая семья, 3 малолетних детей, каждый из них систематически подвергается издевательствам и изнасилованиям от собственного отца. Вопрос. Кто виноват? Да, вы правы определенно сами дети. Сами увеличили вероятность своей же собственной смерти. Одни родились не там, другой оказался не в том месте. Ну и поделом, надо взрослеть раньше и становится умнее, нечего себе воображать спокойный мир, в котором у людей существует хоть какая-то мораль и принципы. Впрочем оставим это, сразу предупрежу попытки кого либо возразить прекрасными аргументами в стиле "А где были родители, где была полиция, где был кто бы то ни было и так далее." Это не имеет значения. Важно здесь то, что перекладывая вину на пострадавших вы продолжаете сеять тот стыд и страх, мешающий рассказывать о совершенных преступлениях, продолжая катить эту адскую телегу. Ведь пока преступник будет знать, что есть хоть малейший шанс избежать наказания, то почему бы не попробовать? А даже если он и попадется, то его не заклеймят, а где-то даже и поддержат. Прекрасно, не правда ли? Вряд ли кто-то будет хвататься за оголенный провод, зная что его наверняка убьет. Поэтому вполне резонно возникает вопрос, а кого и почему вы защищаете? (Отдельно оставлю свое личное, совершенно ни на что не влияющее и никого не интересующее мнение. Вы - омерзительны)
    +
      ещё комментарии
      Игорь
      01.03.2023
      -
      -3
      +
      Вам пять за искусство черри-пикинга и натягивания совы на глобус) Никто не предлагает смягчать наказание виновным и назначать виновными жертв. Предлагается не создавать потенциально опасные ситуации, коль скоро некоторое количество негодяев существует. Не нужно заплывать за буйки, переходить на красный свет, курить возле заправки, ходить ночью в опасный район, годами жить с мужем-насильником, и т.п. Это элементарная техника безопасности. И человек должен ее соблюдать. Взрослый самостоятельно, а за ребенка это должен делать опекун. И если бы рядом с пятилетним ребенком из неудачного примера был бы взрослый, а не оставил его без надзора, то трагедии не случилось бы...
        Татьяна
        01.03.2023
        -
        5
        +
        Вы пальто надели. Белое. Не заметили?
          Игорь
          02.03.2023
          -
          1
          +
          Переход на личности? Как это мило) Я привык обсуждать мысли и идеи...
            Татьяна
            02.03.2023
            -
            4
            +
            Почитайте мой ответ Вам и свой Л.Григорьеву. И сразу увидите, что такое "переход на личности". Прочтите ещё раз тот научпоп, который комментируете, статья специально в лёгкой форме подана, в этом смысл научпопа, чтобы людям, далёким от темы, легче было понять. И задумайтесь, для чего ещё с детского сада людей учат рефлексировать. Подсказка: чтобы взрослый мальчик И. Коняшов понял, что "белое пальто" - это не переход на личности, а то - что Вы сейчас выступили ярким примером к данной статье. Как по учебнику)
            Affidavit
            03.03.2023
            -
            3
            +
            Переход на личности? Как это мило)
            Кисо, чьи "комментарии" почти полностью состоят из уныленьких оскорбленьиц, обиделось. :-)))
        Diana
        02.03.2023
        -
        4
        +
        Пытаюсь в моем комментарии разглядеть хоть намек на речь о «Снижении наказания преступникам» откуда вы это взяли, ума не приложу. Вы должны понимать, что невозможно предсказать возникновение "потенциально опасной ситуации" Преступления и трагедии происходят не только ночью, в темных районах, а если бы кровавые вурдалаки обитали только в локальных местах или в определенного время, то возможно, ваша формула бы и работала. Но проблема в том, что иногда обстоятельства складываются не лучшим образом и мы не в силах на это повлиять. Вот вам другой пример, подходит милая старушка к компании подруг, с просьбой помочь открыть дверь, в последствии, с двумя из них жестоко расправляются в квартире, последняя умирает в больнице после поимки преступника. Можете в гугле по запросу "дело Спесивцева допрос" ознакомится с третьим видео с названием "криминальаня Россия смотреть онлайн / Разное | hlamer.ru" Если после увиденного, у вас язык повернется сказать, что они сами виноваты, у вас сердца нет. Какой должна была быть техника безопасности в данной ситуации? Проигнорировать человека, который нуждается в помощи? Сама по себе фраза, "сами виноваты, надо было избегать опасной ситуации" - что это, если не обвинение жертвы? Раз уж на то пошло, смысл статьи в том, что бы быть хотя бы немного гуманнее. Любые обвинения по отношению к человеку, с которым произошло несчастье, совершенно неуместны и только усугубляют ситуацию. Очень легко так думать, до тех пор пока нечто недопустимое не происходит с нами или с близкими нам людьми. До тех пор мы все лучше, быстрее и умнее остальных.
          Игорь
          02.03.2023
          -
          2
          +
          1) "Пытаюсь в моем комментарии разглядеть хоть намек на речь о «Снижении наказания преступникам» откуда вы это взяли, ума не приложу." У Вас память, как у рыбки?)) Вот цитата из Вас: "Ведь пока преступник будет знать, что есть хоть малейший шанс избежать наказания, то почему бы не попробовать? А даже если он и попадется, то его не заклеймят, а где-то даже и поддержат." 2) Опять черри-пикинг и натягивание совы на глобус) Никто не утверждал, что правила техники безопасности эффективны на 100%. Всегда найдутся исключения, которые вы с таким упорством приводите. Так-то и кирпичи на голову падают, и землетрясения случаются с тысячами жертв. Но никакой разумный человек не будет сомневаться в том, что соблюдение правил ТБ существенно сокращает риски. 3) "Если после увиденного, у вас язык повернется сказать, что они сами виноваты, у вас сердца нет." Вы упорно приписываете мне то, что я никогда не утверждал. Я говорил лишь о том, что соблюдение элементарных правил ТБ сохранило бы очень многим жизнь и здоровье (как например в случае с 5-летним ребенком, которого родители оставили без надзора). А вот соблюдение этих правил находится в сфере ответственности каждого человека. И ответственности прежде всего перед собой.
            Diana
            02.03.2023
            -
            1
            +
            Термин который вы используете, здесь совершенно неуместен. 1. Мои слова о преступниках и сомнительных последствиях их деяний, лишь отсылают к последнему абзацу подзаголовка "А судьи кто?" стати, которую по всей видимости вы читали невнимательно, (если вообще читали ) 2,3. Да, я согласна что соблюдение правил ТБ сокращает риски. Но мы не на производстве, где к каждому болтику и гайке приложена инструкция. Это вы хоть и признаете, но понять будто не можете. На этом закончим. Не вижу смысла продолжать дальше этот бессмысленный диалог. Пусть каждый останется при своем.
      Андрей
      02.03.2023
      -
      3
      +
      Дети не способны нести ответственность за свои поступки, поэтому ваш пример нерелевантен
        Diana
        02.03.2023
        -
        0
        +
        Выше я ответила Игорю, можете ознакомится с другим примером. Судя по вашему комментарию ниже, вы способны на здравые рассуждения, возможно, поймете, что я пыталась донести. Сразу признаю, что в первом комментарии меня немного не туда унесло и я не смогла, в полной мере оформить свою мысль.
    Андрей
    02.03.2023
    -
    4
    +
    В целом согласен, кроме примера с Анастасией. Она не могла знать, что он псих - для этого нужен соотвествующий специалист. Тем более он был уважаемый и титулованный человек в своей среде, которые тоже не знали о его склонностях.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: