Логическое мышление подростков связали с размером словарного запаса

Ученые пришли к выводу, что развитие одной из способностей напрямую влияет на развитие другой.

14 авг Наталья Пелезнева Комментариев: 0
4 193

Выбор редакции

Международная группа ученых проанализировала данные о результатах тестов 785 молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет. Ученые пришли к выводу, что успех в решении задач, требующих абстрактного мышления, оказался связан с объемом словарного запаса участников исследования. Авторы работы предположили, что одни когнитивные навыки способны влиять на другие в процессе интеллектуального развития человека.

 

Взаимосвязь разных когнитивных навыков у детей и подростков начали исследовать еще в начале ХХ века. Тогда психолог Чарльз Спирмен впервые отметил, что оценки школьников по разным предметам часто находятся на одном и том же уровне. Спирмен сформулировал двухфакторную теорию интеллекта. Согласно ей, на интеллектуальную деятельность человека влияют два фактора: общий (general, g-фактор) и специфический (s-фактор). Уже в 1930-е годы это представление сменилось более сложными теориями. Среди современных психологов есть сторонники концепции g-фактора, но их выводы часто подвергаются критике.

 

Явление, при котором результаты одних когнитивных тестов прямо коррелируют с результатами других, получило название positive manifold. Взаимосвязь словарного запаса с результатами логических тестов — одно из его проявлений.

 

Ученые проанализировали результаты двух тестов, которые подростки прошли с интервалом в полтора года. Задачи были взяты из сокращенной версии теста Векслера. В тестах на абстрактное мышление от участников требовалось дополнить визуальный ряд недостающим изображением, в словарном тесте — объяснить значения нескольких слов. Результаты тестов показали, что обе способности развивались у подростков примерно одинаково. Например, высокие результаты логических тестов чаще всего свидетельствовали о схожем уровне результатов проверки словарного запаса.

 

Результаты тестов с интервалом в полтора года, Psychological Science

Результаты тестов с интервалом в полтора года, Psychological Science

 

Исследователи полагают, что наилучшим образом эти результаты объясняет не концепция g-фактора, изначально заданного и влияющего на способность к решению любых интеллектуальных задач, а концепция мутуализма (mutualism). Согласно ей, развитие одной из способностей положительно влияет на развитие другой. По словам ученых, эта концепция продемонстрировала самую сильную связь с собранными статистическими данными.

 

Авторы работы указывают: необходимы дальнейшие исследования взаимосвязи когнитивных навыков у людей разных возрастов. Возможно, такая модель развития интеллекта не сможет объяснить результаты тестов детей или людей старше 25 лет.

 

Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.

 

Ранее американские ученые составили карту морфологических изменений в мозге подростков в зависимости от пола и возраста. 

4 193

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии
Аватар пользователя Сергей Блинов
Вчера
Ещё шизофрения может быть связана с паразитными...
Аватар пользователя AlexBran
Вчера
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Аватар пользователя AlexBran
Вчера
Канал гика, помешанного на технологиях, гаджетах, и...
Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку