В Германии обнаружены останки древней двухметровой черепахи — Naked Science
Мария Кривоченко

В Германии обнаружены останки древней двухметровой черепахи

В Германии обнаружены останки древней черепахи Сотни фрагментов скелета кожистой черепахи нашли в глиняном карьере Гросс-Пампау. Находке около 11 миллионов лет.

Иллюстрация находки. Четко различимы отдельные многоугольные пластины в задней броне (Carapax) / © Музей природы и окружающей среды в Любеке

Группе археологов из Музея природы и окружающей среды в Любеке удалось обнаружить останки древней черепахи, названной Psephophorus polygonus . Руководитель раскопок Герхард Хепфер во время презентации находки сказал, что животное было около двух метров в длину. До этого находили только несколько отдельных пластин размером в два-три сантиметра, свидетельствующих, что кожистые черепахи обитали в Северном море. Останки рептилий очень просто отличить от костей древних млекопитающих по уникальной структуре.

Несколько недель археологи извлекали фрагменты панциря и костей животного. Хепфнер и его команда достали около 300 крупных пластин. Потом промыли глину, добытую в карьере, и нашли еще сотни мелких осколков. Им около 11 миллионов лет, на некоторых есть небольшие углубления, которые могут говорить о нападении на древнюю черепаху хищников. Все фрагменты выставят в любекском Музее природы и окружающей среды.

Кожистая черепаха (Psephophorus polygonus). Остатки карапакса и другие фрагменты костей / © Музей природы и окружающей среды в Любеке

Эволюция кожистых черепах сегодня плохо изучена. Единственный существующий вид Dermochelys coriacea, по-видимому, не является прямым потомком найденного животного. Но анализ фрагментов еще не завершен, поэтому осколки вполне смогут рассказать ученым больше о происхождении этих рептилий. Любые останки черепах — ценная находка. Они крайне редко попадаются археологам, потому что мертвых животных, как правило, сразу съедали рыбы, а их панцири быстро разлагаются в морской воде.

Кроме останков черепахи, археологи представили еще несколько находок. Среди них — окаменелые кораллы, обломки колючих скатов, череп дельфина и кости буревестников. Все находки находились на глубине от восьми до 20 метров под поверхностью и сформировали биоразнообразие древнего Северного моря, говорит Хепфнер.

В период миоцена территория коммуны Гросс-Пампау была морским дном Северного моря. Сейчас ископаемые находятся всего в нескольких метрах под поверхностью земли, потому археологи часто находят там останки китов, тюленей, дельфинов и моллюсков, которым по несколько миллионов лет. В 1989 году они наткнулись на скелет неизвестного ранее вида китов, которого назвали Praemegaptera pampauensis — в честь места. На сегодня найдено 11 скелетов древних китов и акул, часть из которых была представлена в Любекском музее.

Мария Кривоченко