17.02.2020
София Жаботинская
25 344

Ученый разгадал тайну странных следов динозавра на потолке пещеры

2.8

Отпечатки лап некоего четырехлапого динозавра, которые озадачили палеонтологов более 60 лет назад, оказались не тем, чем предполагалось изначально.

Палеонтолог изучает загадочные следы на потолке пещеры
Палеонтолог изучает загадочные следы на потолке пещеры / © University of Queensland

Городок Маунт-Морган был настоящей золотой жилой для палеонтологов. В его окрестностях найдены более сотни сохранившихся отпечатков лап динозавров, в том числе необычная цепочка из пяти следов на потолке одной из местных пещер. Они явно принадлежат представителю подотряда тероподов — двуногих крупных рептилий, к которым принадлежал в том числе тираннозавр.

Необычность этих следов в том, что существо, которое их оставило, словно бы двигалось на четырех лапах — так близко друг к другу расположены отпечатки. Но для тероподов подобное никак не характерно.

Мистификация или ранее неизвестная деталь жизни гигантских рептилий? Из-за того, что пещера, в которой находятся следы, уже долгое время закрыта, а оставшиеся фотосвидетельства 1950-х слишком уж низкого качества, это долгое время оставалось тайной.

Те самые следы / © University of Queensland

Палеонтолог Энтони Ромилио из Квинслендского университета тоже не питал особых надежд разрешить эту загадку. Однако ему повезло: материалы для разгадки оказались вовсе не в пещере. Ромилио познакомился с Рослин Дик — местным стоматологом. Ее отец Росс Стейнс в 1950-е работал геологом и нашел множество следов динозавров.

К своим находкам Стейнс отнесся чрезвычайно серьезно: он оставил после себя записные книжки с подробными отчетами и целую серию снимков. Более того, в доме его дочери даже хранился гипсовый слепок следа динозавра! Ромилио оцифровал все снимки и сделал копию слепка при помощи 3D-принтера: это позволило ученому разгадать тайну необычных следов. Статья об этой работе опубликована в Historical Biology.

Гипсовый отпечаток одного из следов / © University of Queensland

Изучив материалы Стейнса, Ромилио и его коллеги пришли к выводу, что все пять отпечатков оставлены именно задними лапами динозавра. Кроме того, растопыренные пальцы и соотношение их длины натолкнуло палеонтологов на мысль о том, что цепочку отпечатков оставили вовсе не тероподы, а некие травоядные рептилии. «Вместо одного четырехногого динозавра у нас тут два динозавра по цене одного, — шутит Ромилио. — Оба растительноядные шли друг за другом по берегу древнего озера».

В том, что в наше время следы оказались на потолке пещеры, нет ничего удивительного. Древние рептилии оставили следы на илистых наносах, которые позже сверху занесло песком. Затем наносная порода снизу была разрушена и вымыта водой, а более твердый песчаник сохранил в себе следы — и так они оказались на потолке.