В Египте обнаружили останки ранее неизвестного предка кита с четырьмя конечностями — Naked Science
29 августа

4.9

Окаменелость возрастом 43 миллиона лет нашли в породах среднего эоцена в оазисе Эль-Файюм к юго-западу от Каира.

Phiomicetus anubis
Phiomicetus anubis был успешным хищником / © Роберт Бессенекер

За десять миллионов лет предки китов превратились из травоядных парнокопытных наземных млекопитающих в хищных и полностью водных китообразных. Протоцетиды — киты геологической эпохи эоцена, которые представляют собой уникальную полуводную стадию в эволюции этих животных. Ученые из Центра палеонтологии позвоночных при Университете Мансуры в Египте, Университета Южной Калифорнии и Чарльстонского колледжа в Южной Каролине (США) описали новый вид протоцетидов — Phiomicetus anubis, жившего в среднем эоцене и названного в честь Анубиса, египетского бога смерти.

Его окаменелости обнаружили в оазисе Эль-Файюм Западной пустыни Египта — это область Сахары, простирающаяся к западу от реки Нил, вплоть до ливийской границы. Некогда там было море. Как рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society, новый вид отличается от других протоцетидов наличием крупных удлиненных височных ямок, расположенных спереди крыловидных костей.

Уникальные особенности черепа и нижней челюсти указывают на способность более проворно и активно двигать пастью: судя по всему, млекопитающее, достигавшее около трех метров в длину и веса в 600 килограммов, было успешным хищником.

Анализ останков показал, что Phiomicetus anubis — самый примитивный кит-протоцетид, известный в Африке. «Он обладал способностью ходить по суше и плавать в море, — заявили в Министерстве окружающей среды Египта. — Анатомическое исследование окаменелости предполагает, что этот новый вид китов полностью отличается от других известных видов».

Останки Phiomicetus anubis / © Абдулла Гохар

Как отмечают исследователи, несмотря на недавние открытия окаменелостей предков китов, общая картина их ранней эволюции в Африке по большей части оставалась загадкой. Новый вид знаменует собой первый случай обнаружения полуводного кита на Черном континенте. Несколько лет назад палеонтологи нашли в Перу, у подножия Анд, останки четвероногого кита, жившего примерно 42 с половиной миллиона лет назад.