21 мая
Анна Новиковская
1 239

«Ленивый дракон»: гигантский птерозавр кетцалькоатль на самом деле был не лучшим летуном

5.0

Как именно передвигались по воздуху гигантские летающие ящеры и птицы с семиметровым размахом крыльев — один из самых интригующих в палеонтологических исследованиях вопросов. Теперь, сравнив вымерших гигантов с современными птицами, ученые разобрались хотя бы с тем, умели ли эти великаны парить в воздухе.

Разгадать загадки летающих гигантов оказалось непростой задачей / © phys.org

Среди современных пернатых крупнейшим размахом крыльев обладают странствующий альбатрос (Diomedea exulans) и розовый пеликан (Pelecanus onocrotalus): размах крыльев обоих достигает почти четырех метров! Впрочем, эти внушительные птицы покажутся карликами в сравнении с вымершими гигантами, некогда населявшими нашу планету.

Так, например, сравнительно недавно, меньше 10 миллионов лет назад, в небесах можно было увидеть крупнейших летающих птиц из когда-либо известных: похожего на кондора аргентависа (Argentavis), размах крыльев которого достигал шести метров, и напоминающего альбатроса пелагорниса (Pelagornis), между кончиками маховых перьев которого пролегали аж семь с половиной метров. Намного раньше, в мезозойскую эру, можно было встретить и еще более колоссальных существ: размах крыльев птеранодона (Pteranodon) составлял до восьми метров, а чудовищных размеров кетцалькоатля (Quetzalcoatlus) — все двенадцать метров.

Чтобы понять, как эти гигантские животные передвигались по воздуху, группа ученых из Франции и Японии рассчитала и сравнила способности к парению в воздухе у четырех вышеперечисленных гигантов, а также четырех современных летающих птиц — странствующего альбатроса, калифорнийского кондора (Gymnogyps californianus), великолепного фрегата (Fregata magnificens) и африканской большой дрофы (Ardeotis kori). Оценивались такие параметры, как размах крыльев, площадь крыльев, вес животного и нагрузка на единицу площади крыла.

Исходя из полученных данных, ученые сравнили показатели вымерших и существующих животных, чтобы понять, способны ли были доисторические птицы и птерозавры к термальному (на восходящих потоках воздуха, как это делают орлы) и динамическому парению (при последнем используется разница в скорости ветра над морем, так парят современные альбатросы).

Краткие результаты статьи: как видно, гигантские птицы и птеранодон оказались способны только к термальному парению, а вот кетцалькоатля вообще переместили в разряд «плохих парителей» / © 10.1093/pnasnexus/pgac023

Оказалось, что если птеранодон и гигантские птицы с шести-восьмиметровым размахом крыльев еще могли парить на теплых воздушных потоках, как грифы и фрегаты, то гигантский кетцалькоатль был для этого слишком тяжелым. Рассчитанная нагрузка на крылья этого вида была вдвое большей, чем у африканской большой дрофы (самого тяжеловесного из современных летунов — крупные самцы весят до 19 килограммов) и примерно такой же, как у одноместного моторного планера Schleicher ASK 14.

Если раньше предполагалось, что кетцалькоатли были экспертами парения, удерживавшимися в воздухе за счет мощных термальных потоков воздуха, то теперь стоит признать, что стиль их полета скорее напоминал привычки дрофы, которая большую часть времени проводит на земле. Возможно, если бы не массовое вымирание в конце мелового периода, появился бы и полностью нелетающий вид птерозавров, похожий на современных страусов.

Результаты исследования опубликованы в журнале PNAS Nexus.