19.11.2020
2 296

Гигантские динозавры, вероятно, смогли развиться благодаря глобальному потеплению

4.8

Международная группа ученых привела доказательства того, что эволюции гигантских ящеров — зауроподов — могло способствовать потепление климата, вызванное парниковыми газами.

Реконструкция раннего зауропода Bagualia alba / ©phys.org

Работа опубликована в The Proceedings of the Royal Society B. Зауроподы — или, как их еще называют, длинношеие динозавры — считаются самыми крупными наземными животными, когда-либо существовавшими на нашей планете. Длина их тела могла достигать 40 метров, а вес — более 70 тонн. Однако в начале эры динозавров зауроподоморфы не были столь огромными. И хотя многие из них действительно достигали 10 метров в длину, среди «длинношеих» существовало немало довольно мелких существ — не крупнее современных коз.

Однако к концу раннего юрского периода, порядка 180 миллионов лет назад, все они неожиданно исчезли, оставив после себя лишь гигантских зауроподов. Что именно привело к такому исходу, ученые до сих пор точно не знали. Однако международная группа исследователей привела доказательства того, что вымирание одних и развитие других, возможно, произошли вследствие глобального потепления климата.

На подобные размышления специалистов натолкнула находка окаменелости одного из самых старых крупных зауроподов, которого обнаружила та же команда в Аргентине. Палеонтологи назвали нового динозавра Bagualia alba и определили, что ему около 179 миллионов лет, то есть он жил как раз сразу после того, как исчезли остальные зауроподоморфы. Зубная эмаль динозавра оказалась примерно в семь раз прочнее, чем у других зауроподоморфов.

Зуб зауропода Bagualia alba / ©phys.org

Ученые также смогли изучить окаменелости растений в слоях пород того времени. Все это помогло им понять, что порядка 180 миллионов лет назад произошло довольно быстрое изменение климата. Температура на планете повысилась, климат стал намного жарче и более засушливым, что отразилось на растительности, а вслед за ней — на фауне.

Специалисты предполагают, что эти изменения вызвала вулканическая активность в Южном полушарии планеты. Свидетельства этому нашли на многих южных континентах, в том числе в Африке. В воздух было выброшено большое количество углекислого газа и метана.

Гибель мягкой и пышной растительности привела к тому, что зауроподоморфы, не обладающие достаточно прочными зубами, начали стремительно погибать. Флора сменилась на жестколистную и хвойную, к которой смогла адаптироваться лишь одна группа зауроподоморфов. Из них впоследствии и развились собственно зауроподы. Гигантизм у этих животных сформировался в связи с необходимостью огромной пищеварительной системы, потребовавшейся для того, чтобы переваривать массу жесткой растительности.