Что будет, если не спать?

Что будет, если не спать?

К каким заболеваниям вы склонны и сколько проживете, если спите 6-8 часов в сутки, а к каким ? 10 часов? Что будет, если не спать 11 дней?

Как ни странно, но ни причины сна, ни его эволюционные истоки науке практически неизвестны. Ведь с точки зрения природы, сон трудно назвать чем-то целесообразным. Если человек или животное спит ? его сознание отключается аж на несколько часов. Стоит ли говорить, что в таком состоянии шанс быть съеденным хищниками вырастет в разы.

И все-таки, если не причины, то кое-какие закономерности в целесообразности сна ученым обнаружить удалось. Выяснилось, к примеру, что для взрослых, которые спят от 6 до 8 часов, характерно большее долголетие. А вот избыток сна чреват рядом заболеваний, включая сердечно-сосудистые и диабет. Но и хроническое недосыпание тоже связывают с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а еще депрессией, ожирением и даже повреждением мозга.

Что же будет, если не спать совсем? После первой бессонной ночи в мозгу человека активизируется мезалимбическая система, выбрасывающая в кровь дофамин. От этого человек становится энергичнее, позитивнее и активнее в плане секса. Хорошо? Дальше будет хуже. Сначала в мозгу одна за другой отключаются структуры, ответственные за принятие решений и оценку их последствий. Итог ? снижение самоконтроля. Усталость берет свое, и скорость реакции замедляется все больше, а вместе с ней ослабляются и функции восприятия окружающего мира.

Ученые установили, что оценка внешности человека другими людьми напрямую зависит от того, хорошо ли человек выспался. Невыспавшийся человек воспринимается как нездоровый и малопривлекательный
©depositphotos

После двух бессонных ночей в организме человека нарушается метаболизм глюкозы и работа иммунной системы. После трех бессонных ночей могут появиться галлюцинации.

Самое длительное лишение сна в рамках научного эксперимента длилось 264 часа или 11 дней. Продолжать эксперимент не стали по понятным причинам. Но что же успели выяснить ученые? К их удивлению, после 11 дней без сна человек стал лишь рассеяннее и раздражительнее, с трудом воспринимал окружающий мир. Но никаких последствий для организма это не имело. В медицинском плане все органы работали нормально, не было ни повреждения мозга, ни психических расстройств. Стоит помнить, однако, что на этом эксперимент закончился. Поэтому нет никакой гарантии, что при его продолжении здоровью человека не был бы нанесен непоправимый вред.

Ведь эксперименты на крысах показали, что после двух недель лишения сна у бедных животных наступала смерть. Впрочем, уверенности в том, что причиной смерти стало отсутствие сна, а не стресс от постоянного пробуждения, у ученых нет. Возможно, свет на эту проблему прольет изучение фатальной семейной бессонницы ? редкого генетического заболевания мозга, при котором человек страдает от все более тяжелого расстройства сна. По сути, он страдает от бессонницы, которая ведет сначала к галлюцинациям, затем ? к расстройству психики, а потом и к смерти. Несмотря на то, что количество заболевших таким видом бессонницы не превышает ста человек ? средний срок жизни после наступления заболевания составляет не больше 18 месяцев. По мере прогрессирования бессонницы один за другим перестают работать внутренние органы. Иными словами, хотя недосыпание неравнозначно быстрой смерти, продолжительное лишение сна отразится на организме отрицательно и может даже привести к летальному исходу.

В верховьях Амазонки археологи изучили следы обширной сельскохозяйственной культуры, возделывавшей маниок и тыкву еще более 10 тысяч лет назад.

Возбудитель коронавируса SARS-CoV-2 при помощи неструктурных белков повреждает гемоглобин — важный транспортный белок человека. Это приводит к усилению воспалительных процессов и появлению «матового стекла» в легких.

Статья исследователей из Фуданьского университета, выложенная в архиве препринтов, показывает, что некоторые пациенты, выздоровевшие от коронавирусной инфекции, не имеют в крови антител к вирусу SARS-CoV-2. Это ставит под вопрос эффективность пассивной терапии антителами и вакцинации.