23 марта

4.6

Ученые из Германии и США узнали, что просмотр изображений человеческих лиц вызывает иной отклик в нашем мозге, чем просмотр других визуальных стимулов. Исследователи связывают такой эффект с природной социальностью человека.

Взгляд на лицо человека вызвал иную мозговую активность, чем взгляд на другие объекты / ©Getty images

Многие не в курсе, но наши глаза постоянно совершают быстрые, строго согласованные движения, происходящие одновременно и в одном направлении – саккады. На электроокулограмме они имеют вид вертикальных прямых линий. Когда мы совершаем подобные движения, мозг получает «входные данные», и в зависимости от них его активность может быть совершенно разной. Это имеет последствия на нейронном уровне.

Ученые из университетов Людвига-Максимилиана (Германия), Колумбийского, Аризоны и Медицинского центра Cedars-Sinai (США) провели эксперимент с участием 13 пациентов с эпилепсией, которым вживили электроды в мозг, чтобы контролировать их состояние. Свои выводы исследователи представили в журнале Science Advances.

Участники просматривали ряд картинок, отображаемых на экране монитора. На них были изображены разные объекты, включая снимки лиц людей, морды обезьян, фото цветов, фруктов, автомобилей и многого другого. Пока они рассматривали картинки, специальная камера отслеживала движения их глаз, а электроды в головном мозге контролировали нейронную активность в миндалевидном теле и гиппокампе, то есть тех частях серого вещества, которые участвуют в обработке воспоминаний, регулировании эмоций и задействованы в других функциях.

Когда участники смотрели на человеческие лица, нейроны синхронизировались между миндалевидным телом и гиппокампом по определенной схеме, которая отличалась от той, что возникала в ответ на просмотр всех остальных визуальных стимулов. Исходя из этого, ученые сделали вывод, что наш мозг обрабатывает социальные объекты (лица людей) иначе, чем несоциальные.

«Лицо — одни из самых важных объектов, на которые мы смотрим. Мы принимаем очень много важных решений, основываясь на выражении лица другого человека. В том числе, например, решаем, можно ему доверять или нет», — подытожил один из авторов исследования Ули Рутишаузер из Медицинского центра Cedars-Sinai.