13.12.2021
5 180

Ученые узнали, почему астма способна защитить от рака мозга

5.1

Исследователи из США подтвердили наблюдения о том, что у астматиков реже развиваются опухоли головного мозга. Они выяснили, почему так происходит.

Ученые узнали, почему астма способна защитить от рака мозга / ©Getty images

Идею о том, что люди с воспалительными заболеваниями, такими как астма или экзема, менее подвержены развитию опухолей головного мозга, впервые предложили более 15 лет назад на основе эпидемиологических наблюдений. Но механизмы такой закономерности не были известны. Сотрудники Медицинской школы Вашингтонского университета (США) пролили свет на этот вопрос. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Nature Communications.

Для исследования использовали генетически модифицированных лабораторных мышей, которые, увы, были обречены получить рак головного мозга к трехмесячному возрасту. При этом несчастных животных подвергали раздражителям, вызывающим астму. После этого специалисты проверяли мозг грызунов на наличие глиом. Выяснилось, что у животных, страдающих астмой, опухоли мозга не образовывались.

Исследуя организм мышей, ученые выяснили, что за вышеназванные процессы ответственны так называемые T-киллеры, разновидности иммунных клеток. Когда у человека или мыши развивается астма, их Т-клетки активизируются и могут спровоцировать воспаление легких. Однако при этом они предотвращают рост опухолей мозга.

Индуцированные астмой Т-клетки изменяют свое поведение и начинают секретировать специальный белок. Он, в свою очередь, действует на иммунные клетки — микроглию, — блокируя их активацию (именно активированная микроглия способствует росту и развитию опухолей головного мозга). По мнению исследователей, эти знания могут пригодиться в терапии рака мозга.

«Конечно, мы не собираемся вызывать астму у кого бы то ни было; астма может быть смертельным заболеванием, — заявил старший автор работы Дэвид Х. Гутманн, доктор медицинских наук и профессор неврологии. — Но, возможно, мы могли бы обмануть Т-клетки, заставив их думать, что они представляю собой Т-клетки астмы, когда те попадают в мозг. А они, в свою очередь, больше не поддерживали бы образование и рост опухолей мозга. Наши результаты перспективны для новых видов терапии, нацеленных на Т-клетки и их взаимодействие с клетками головного мозга».