28.11.2018
Редакция Naked Science

Ученые объяснили, почему в престарелом возрасте здоровье женщин хуже, чем у мужчин

Наука давно задавалась вопросом, почему здоровье женщин в пожилом возрасте гораздо хуже, чем у мужчин, учитывая, что шанс мужчины умереть в любом возрасте выше (парадокс «male-female, health-survival»). По мнению ученых, дело в генах, которые идут на пользу одному полу, но вредят другому.

Исследователи из Университета Эксетера использовали математические модели и данные экспериментов на мухах и обнаружили, что такие гены могут легко распространяться, если они вступают в силу после того, как женщина выходит из репродуктивного возраста. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

«Общие гены связывают два пола вместе в эволюционном «перетягивании каната»: селекция пытается направить женщин и мужчин в разных направлениях, однако общий геном предполагает, что благополучие одного пола повлечет за собой недостатки у другого и наоборот. Вместе с тем, после того как женщины достигают менопаузы, любые гены, которые улучшают физическое состояние мужчины в престарелом возрасте, будут копиться и негативно сказываться на организме женщины», — рассказывает профессор Дэвид Хоскен (David Hosken) из Университета Эксетера.

По словам ученого, важным фактором служит то, что выживание и физическое здоровье это не одно и то же. Накопление генов, полезных для мужского самочувствия в конце жизни, зависит от их способности к оплодотворению после преодоления женщинами менопаузы.

Проанализированные исследователями данные в экспериментах на плодовых мушках (drosophila) подтверждают результаты математических моделей, высчитанных на людях, поскольку гены, которые бы помогали мужчинам сохранять способность оплодотворения в старости, как правило, негативно отражались на здоровье женщин.

Парадокс здоровья и выживаемости мужчин и женщин (the male-female health-survival paradox) — явление, наблюдаемое в современном обществе: женщины живут дольше, но вместе с тем они чаще страдают от тех или иных форм инвалидности и демонстрируют более низкие показатели общего состояние здоровья, чем мужчины.

По мнению специалистов, этот факт имеет далеко идущие экономические, социологические и медицинские последствия. Различные данные свидетельствуют о том, что мужчины умирают в более молодом возрасте, чем женщины, несмотря высокие показатели здоровья — это происходит из-за биологических и экологических различий, которые включают в себя различные поведенческие, культурные и социальные факторы.

Ученые ТюмГУ и Всероссийского института защиты растений выделили из вечной мерзлоты группу бактерий Bacillus spp., которые способны при низких температурах повысить урожайность озимой пшеницы и предотвратить распространение фитопатогенных грибов с зернами. Их исследование показало, что бактериальные штаммы Bacillus spp. способны биосинтезировать хитинолитические ферменты и стимулирующий рост растений гормон ауксин. Это означает, что их можно рассматривать в качестве потенциальных агентов биологического контроля болезней, которые будут использоваться для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на северных территориях. Апробация биопрепаратов проходила в реальных условиях в Западной Сибири.