Ученые объяснили, почему в престарелом возрасте здоровье женщин хуже, чем у мужчин — Naked Science

Наука давно задавалась вопросом, почему здоровье женщин в пожилом возрасте гораздо хуже, чем у мужчин, учитывая, что шанс мужчины умереть в любом возрасте выше (парадокс «male-female, health-survival»). По мнению ученых, дело в генах, которые идут на пользу одному полу, но вредят другому.

Исследователи из Университета Эксетера использовали математические модели и данные экспериментов на мухах и обнаружили, что такие гены могут легко распространяться, если они вступают в силу после того, как женщина выходит из репродуктивного возраста. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

«Общие гены связывают два пола вместе в эволюционном «перетягивании каната»: селекция пытается направить женщин и мужчин в разных направлениях, однако общий геном предполагает, что благополучие одного пола повлечет за собой недостатки у другого и наоборот. Вместе с тем, после того как женщины достигают менопаузы, любые гены, которые улучшают физическое состояние мужчины в престарелом возрасте, будут копиться и негативно сказываться на организме женщины», — рассказывает профессор Дэвид Хоскен (David Hosken) из Университета Эксетера.

По словам ученого, важным фактором служит то, что выживание и физическое здоровье это не одно и то же. Накопление генов, полезных для мужского самочувствия в конце жизни, зависит от их способности к оплодотворению после преодоления женщинами менопаузы.

Проанализированные исследователями данные в экспериментах на плодовых мушках (drosophila) подтверждают результаты математических моделей, высчитанных на людях, поскольку гены, которые бы помогали мужчинам сохранять способность оплодотворения в старости, как правило, негативно отражались на здоровье женщин.

Парадокс здоровья и выживаемости мужчин и женщин (the male-female health-survival paradox) — явление, наблюдаемое в современном обществе: женщины живут дольше, но вместе с тем они чаще страдают от тех или иных форм инвалидности и демонстрируют более низкие показатели общего состояние здоровья, чем мужчины.

По мнению специалистов, этот факт имеет далеко идущие экономические, социологические и медицинские последствия. Различные данные свидетельствуют о том, что мужчины умирают в более молодом возрасте, чем женщины, несмотря высокие показатели здоровья — это происходит из-за биологических и экологических различий, которые включают в себя различные поведенческие, культурные и социальные факторы.

Российские мужчины оценивают ситуации, связанные с коррупцией, более благосклонно, чем женщины. Они воспринимают их как привлекательные и контролируемые, такие, из которых потенциально можно извлечь выгоду. К таким выводам пришли психологи ТюмГУ совместно с коллегами из Крымского федерального университета имени В. Вернадского и Московского университета МВД России имени В. Кикотя на основе разработанной ими процедуры оценки изображений.

Финские и российские ученые проанализировали украшения из лосиных зубов, найденные в различных мезолитических захоронениях на северо-западе России, и пришли к выводу, что они служили местному населению для определения возраста и, возможно, были связаны с пиками репродуктивной активности.

Согласно законодательству, в России можно применять — и ввозить на ее территорию — только зарегистрированные государством препараты для профилактики Covid-19. Однако не все с таким запретом согласны.

Похоже, что человечество совсем близко подошло к тому моменту, когда сможет выпрыгнуть из своей астрономической колыбели и начать экспансию в космосе. По крайней мере, это вполне возможно при современном уровне развития науки и техники. А первая полноценная внеземная колония может появиться в течение трех десятилетий, причем не на Луне или Марсе, а около карликовой планеты Цереры.

Экспериментальный препарат донанемаб смог сдержать развитие деменции у пациентов с болезнью Альцгеймера легкой и средней тяжести.

Иран ввел в строй крупнейший боевой корабль в своей истории — вертолетоносец Makran. На его борту могут базироваться пилотируемые винтокрылые машины и беспилотники.