• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30 июня, 06:17
Татьяна Зайцева
1,5 тыс

Рыбий жир не защитил мозг от деменции

❋ 5.5

Результаты двухлетнего клинического исследования поставили под сомнение идею о том, что добавки с омега-3 можно использовать как средство профилактики деменции и болезни Альцгеймера. Прием капсул с рыбьим жиром не имел никаких позитивных последствий для здоровья мозга участников исследования.

омега-3
© Thomas Baker, lori.ru

Считается, что полиненасыщенные жирные кислоты класса омега-3 играют ключевую роль для здоровья всего организма, в особенности центральной нервной системы. В частности, как показали исследования, один из видов омега-3, докозагексаеновая кислота, особенно важен для работы мозга. Это структурный компонент нейронных мембран, который поддерживает синаптические связи между нейронами и снижает уровень воспаления в мозге.
 
Омега-3 не синтезируются в человеческом организме и поступают в него с пищей, прежде всего с жирной морской рыбой, богатой этими соединениями. Биологически активные добавки с рыбьим жиром пользуются огромной популярностью, в том числе потому, что, как предполагается, полезны для мозга и способны защитить его от патологических изменений, ведущих к деменции и болезни Альцгеймера.
 
Однако результаты нового исследования, проведенного учеными из Школы медицины Университета Южной Калифорнии (США), не подтвердили эффективность приема добавок с рыбьим жиром в качестве меры профилактики деменции и болезни Альцгеймера.
 
Двухлетнее плацебо-контролируемое двойное слепое клиническое исследование показало, что хотя жирные кислоты омега-3 из рыбьего жира успешно достигали мозга, они никак не повлияли на показатели его здоровья у пожилых людей с повышенным риском болезни Альцгеймера. Высокие дозы добавок не улучшили память и другие когнитивные функции, а также не затормозили процесс гибели клеток мозга в регионах, связанных с болезнью Альцгеймера.
 
В исследовании, результаты которого опубликованы в журнале eBioMedicine, участвовали 365 мужчин и женщин в возрасте от 55 до 80 лет, которые редко употребляли морскую рыбу. Почти половина участников (47%) были носителями гена APOE4 — сильнейшего из известных генетических факторов риска развития болезни Альцгеймера. У носителей гена APOE4 из-за особенностей обмена веществ плохо усваивается докозагексаеновая кислота, ее уровень в крови и спинномозговой жидкости обычно снижен.
 
Всех участников случайным образом распределили на две группы. В течение двух лет одна группа ежедневно получала добавку с рыбьим жиром, а другая — плацебо. Причем ни сами участники, ни ученые не знали, кто что получает. Каждая добавка содержала 2000 миллиграммов докозагексаеновой кислоты.
 
Одна из задач исследователей состояла в том, чтобы определить, может ли докозагексаеновая кислота из добавок действительно попадать в мозг. Чтобы ответить на этот вопрос, спустя полгода после начала исследования измерили уровень докозагексаеновой кислоты в спинномозговой жидкости, окружающей головной и спинной мозг. Оказалось, концентрация этого вещества выросла в среднем на 17%.
 
Хотя докозагексаеновая кислота достигла мозга, это не привело к когнитивным улучшениям. Исследователи оценили память и мыслительные способности участников в начале исследования и повторно через два года. Результаты в когнитивных тестах у участников, принимавших добавку с рыбьим жиром, оказались не лучше, чем у тех, кто получал все эти годы плацебо.
 
Эту картину подтвердили результаты нейровизуализации. Сканирование мозга показало, что прием добавки с рыбьим жиром не замедлил процесс уменьшения объема гиппокампа — области мозга, критически важной для памяти. Снижение его объема обычно используют в качестве маркера старения мозга и риска болезни Альцгеймера.
 
Исследователи предположили, что такие итоги научной работы связаны с особенностями того, как именно мозг усваивает и использует омега-3 жирные кислоты, поступающие из добавок, а не из пищи.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Татьяна Зайцева
Автор на протяжении многих лет пишет новости науки для разных сетевых изданий. Сфера интересов - археология, антропология, медицина, биология, палеонтология.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 августа, 20:52
Марк Чернов

Качественное дошкольное образование закладывает прочный фундамент успехов на долгие годы вперёд — вплоть до выпускного класса. Двадцатилетнее исследование показало, что дети, которые в возрасте четырех лет перед поступлением в школу посещали бесплатные государственные подготовительные классы, учатся существенно лучше сверстников, посещавших обычные детские сады с упором на простой присмотр или оставшихся на домашнем воспитании.

13 августа, 15:29
Татьяна Зайцева

Молодая женщина, возвращения которой из мертвых местное общество, по-видимому, сильно опасалось, имела скандинавские корни и поэтому могла считаться чужестранкой, предположили авторы нового исследования. Ученые также смогли установить много других интересных подробностей о жизни и смерти девушки.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 12:44
МАИ

Со стороны профессия летчика-испытателя часто выглядит как череда опасных полетов, требующих бесстрашия и способности мгновенно импровизировать. В действительности ее основу составляют методика, дисциплина, технические знания и умение честно рассказать о каждой особенности машины. Его задача — не просто поднять самолет в воздух, но и понять, насколько точно он выполняет команды, предсказуемо ли ведет себя на сложных режимах и какие изменения необходимо внести в конструкцию или систему управления.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий