• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.11.2023, 10:52
Василий Парфенов
3
4 348

Гипотезу привлекательности «вредной» пищи из-за ее вкуса и калорийности опровергли

❋ 3.1

Эпидемию ожирения связывают с доступностью ультраобработанной пищи — высококалорийных продуктов с ярко выраженным вкусом. Например, мясных полуфабрикатов, колбас, сладостей вроде шоколадных батончиков и продукции предприятий быстрого питания. Среди диетологов и психологов давно устоялось мнение, что привлекательность такой пищи для человека заключается в природном стремлении есть что-то как можно более калорийное и приятное на вкус. Однако напрямую эту гипотезу протестировали только сейчас, и результаты исследования оказались неожиданными.

Вкус ультраобработанной пищи не важен
© Miramax Films / Автор: Pinaria Caprarius

Научная работа, развеивающая популярный даже среди ученых миф, опубликована в рецензируемом журнале Appetite. Ее авторы, сотрудники Бристольского университета, дали несколько комментариев изданию The Guardian.

В диетологии под ультраобработанной пищей понимают продукты, которые прошли промышленную обработку одним или несколькими способами и в своем составе имеют дополнительные ингридиенты, традиционно не считающиеся кулинарными (например, гидрогенизированные жиры, концентрированные фруктозные сиропы). К ним относят освежающие напитки, восстановленные соки, полуфабрикаты из промышленного фарша и мясной эмульсии (сосиски, колбасы), готовые завтраки, сладкие закуски, снеки, конфеты.

Смежный и нередко синонимичный термин — «гипервкусная еда». Как правило, в составе ультраобработанной пищи содержатся подсластители или иные усилители вкуса. Такие продукты часто радикально отличаются на вкус от любых необработанных (фрукты, овощи, свежие молочные продукты, семена), слабообработанных (кулинарные ингредиенты) или обработанных (первая группа, приготовленная с помощью второй без использования сложных способов обработки). В западной диетологии степень обработки пищи классифицируют по нескольким шкалам, наиболее распространена из которых Nova.

Отождествление гипервкусной и ультраобработанной пищи кажется логичным. Не менее разумным выглядит логический аргумент, что такая еда нам нравится, поскольку мы эволюционно стремимся как можно меньшими силами наполнить свой желудок. Но вся наука растет из тестирования вроде бы очевидных идей.

Чтобы проверить гипотезу, исследователи из Бристольского университета (Великобритания) разработали эксперимент, в котором подопытные должны оценивать предлагаемую пищу по нескольким параметрам. Изначально планировалось, что участники будут пробовать еду на вкус, но эпидемиологические ограничения во время подготовки исследования поставили на этой процедуре крест.

Эксперимент немного изменили, сделав его дистанционным — так даже получилось расширить выборку. А учитывая, что оценивали привлекательность еды, а не ее фактические свойства, на релевантность данных исключение непосредственно поедания пищи не повлияло.

Всего предложенный опрос полностью прошли 224 взрослых человека, не имеющих диетологических ограничений: не веганы или вегетарианцы и не страдающие пищевыми расстройствами либо аллергиями. Их разделили на три когорты, оценивающие каждая свой список отобранных по определенному критерию продуктов. Естественно, испытуемые не знали, что действительно хотят узнать исследователи и по каким признакам рассортированы продукты в списках.

Вкус ультраобработанной пищи не важен
Графики зависимости приятных ощущений от пищи (liking), желания ее съесть (food reward) и вкусовой интенсивности (taste intensity, усреднение солености, сладости и силы вкусовых ощущений) в трех когортах продуктов: отобранных по калорийности (energy density arm), степени обработки (level of processing arm) и соотношению жиров с углеводами (carbohydrate-to-fat arm). В нижнем правом углу каждого графика приведены изначальные гипотезы — как должны были примерно выглядеть графики согласно предположениям по умолчанию. Этот рисунок отражает данные исследования с разбивкой на когорты, точка зрения «от людей» / © doi.org/10.1016/j.appet.2023.107124

Первая когорта получила продукты, отличающиеся калорийностью, вторая — уровнем обработки, а третья — соотношением жиров и углеводов. Всего 52 продукта, часть из которых повторялась в разных или во всех группах. Исследователи использовали только простые продукты, а не сложные рецепты.

Участники должны были представить, как они пробуют предложенный продукт и оценить его по пяти критериям: насколько он приятен (имеется в виду ощущение от пищи во рту), желание съесть, соленость, сладость, интенсивность вкуса (сила вкусовых ощущений в целом).

Вместе с каждой фотографией подопытные также получали вопрос, насколько им знаком продукт. А после серии вопросов (24 или 32 продукта в зависимости от когорты) участники исследования проходили несколько опросов, для оценки их пищевого поведения, демографических характеристик и несколько дополнительных форм. Среди последних — самостоятельная оценка ощущения голода и жажды во время исследования.

Анализ полученных опросников после нормализации, верификации первичных данных в сравнении с похожими исследованиями и отсева бракованных результатов показал несколько интересных зависимостей. Единственная первичная гипотеза, которая подтвердилась, — люди предпочитают пищу с примерно равным содержанием жиров и углеводов. При этом содержание белка не играет роли.

Вкус ультраобработанной пищи не важен
Графики зависимости привлекательности пищи от калорийности (energy density), степени обработки (level of processing) и соотношения жиров с углеводами (carbohydrate-to-fat). Этот рисунок отражает данные исследования без разбивки на когорты, точка зрения «от продуктов» / © doi.org/10.1016/j.appet.2023.107124

Гипотеза о том, что привлекательность пищи линейно зависит от ее калорийности, не нашла подтверждения. А ультраобработанные продукты оказались менее желанными, чем просто обработанные. Хотя просто обработанные и более привлекательны, чем необработанные и слабообработанные.

Это означает, что повышенное потребление такой еды не связано напрямую с непосредственным желанием людей, необходим поиск альтернативных факторов. Но это задача для другого исследования.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
mostly harmless Есть телега: https://t.me/tempest_exults
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

12 сентября, 12:14
Росатом

Ученые «Росатома» впервые в мире создали технологию, позволяющую извлекать сразу несколько платиновых металлов из растворов, образующихся при переработке отработавшего ядерного топлива: рутений, радий и палладий. Ранее такой технологии не существовало.

12 сентября, 12:06
ПНИПУ

По данным на июль 2025 года, в России зафиксирован один из самых высоких показателей распространенности мигрени — 20,8%, число таких пациентов приближается к 30 миллионам человек. Ученые Пермского Политеха объяснили, из-за чего наступает мигрень, и кто ей наиболее подвержен, чем она отличается от обычной головной боли и что такое «мигрень выходного дня», а также сколько приступов в месяц считаются нормой и как гимнастика для глаз, и диета помогут их предотвратить.

8 сентября, 20:06
Evgenia Vavilova

Ученые впервые смогли создать видимый в оптическом диапазоне темпоральный кристалл. Для этого они использовали жидкие кристаллы.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 12:47
Александр Березин

Компания, контролирующая основную часть спутников и подавляющее большинство космических полетов человечества, неожиданно потратила 17 миллиардов долларов на выкуп частот, которые и так могли попасть ей в руки через несколько месяцев. Смысл этого шага не столько в том, чтобы облегчить себе экспансию, а больше в том, чтобы лишить других игроков возможности полноценной конкуренции.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария
Мне одному это напоминает исследование пресловутых британских учёных? :)
Интересно, я один считаю это "мясных полуфабрикатов, колбас, сладостей вроде шоколадных батончиков и продукции предприятий быстрого питания" невкусным?
-
0
+
Боже... на кой проводить целое исследование для очевидных вещей. Вот я кушал минут 30 назад и когда начал читать статью, то понял, что хочу бургер, так как он: вкусный, много пряностей, калорийный и.т.д, но если бы Я прочитал по варёные овощи, то не думаю, что у меня проявился бы аппетит.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно