19.11.2018
Редакция Naked Science

Белок поможет убивать клетки, не позволяющие иммунной системе бороться с раком

Ученые оснастили препарат, который убивает клетки карциномы (наиболее распространенный тип рака, развивающийся в клетках кожи или тканях, покрывающих внутренние органы), белком, выделяющим и убивающим соседние клетки, которые становятся щитом для защиты рака от иммунной системы.

newdualactio
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

На сегодня любые препараты, которые уничтожают «обманутые» фибробласты, также убивают фибробласты по всему телу — например, в костном мозге и коже, — вызывая токсичность. В своем исследовании, опубликованном в журнале Cancer Research, ученые использовали вирус под названием enadenotucirev, который уже находился на стадии клинических испытаний, для лечения карциномы, однако на этот раз он был модифицирован таким образом, чтобы заражать только раковые клетки, оставляя здоровые клетки в покое.

Добиться этого удалось благодаря тому, что измененный вирус заставил инфицированные раковые клетки продуцировать белок, называемый биспецифическим Т-клеточным агентом. Это первый случай, когда связанные с раком фибробласты в твердых опухолях — здоровые клетки, которые переходят на сторону рака, снабжая его факторами роста и питательными веществами и защищая от иммунной системы — были специально нацелены таким образом.

Белок был предназначен для связывания двух типов клеток: один конец был нацелен на связывание с фибробластами, а другой специально привязан к Т-клеткам — типу иммунной клетки, который отвечает за ликвидацию поврежденных клеток. Результат оказался успешным: Т-клетки полностью уничтожили прикрепленные фибробласты.

«Даже когда большинство раковых клеток в карциноме погибают, фибробласты могут защитить остаточные раковые клетки и помочь им восстановиться. До сих пор не было никакого способа уничтожить ни раковые клетки, ни фибробласты, защищающие их, без ущерба для всего организма. Наша методика может стать важным шагом в борьбе с карциномами, стимулировав нормальный иммунный процесс», — говорит руководитель исследования доктор Кэрри Фишер (Kerry Fisher).

Ученые успешно протестировали свое открытие на онкобольных, согласившихся помочь их работе, включая пациентов с раком толстой кишки, которые отражают комплексный состав реальных опухолей. Они также тестировали вирус на образцах здорового человеческого костного мозга и обнаружили, что он не вызывает токсичности или нежелательного воздействия на Т-клетки.