Найден самый древний резной кулон

5.3

Его обнаружили в Польше. Ученые считают, что украшению порядка 41,5 тысячи лет и он сделан руками Homo sapiens.

Древнейший кулон / ©phys.org

До недавнего времени считалось, что культура, религия и абстрактное изобразительное искусство появились сравнительно недавно — после того, как наши предки перешли от охоты и собирательства к оседлому образу жизни. Хотя зачатки такового, безусловно, имеют корни в далекой древности, и свидетельств тому немало. Взять даже знаменитых палеолитических венер, древнейшей из которых пока остается Венера из Холе-Фельс возрастом в 35-40 тысяч лет.

Но, кажется, ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия), университетов Болонского (Италия), Вроцлавского, Польского геологического института (Польша) и других научных организаций сделали находку, которая даже старше швабской Венеры. Они считают, что обнаружили древнейшее ювелирное украшение.

Кулон представляет собой пластину из слоновой кости толщиной 3,7 миллиметра и несколько сантиметров в длину, что уже говорит о невероятной сноровке древних мастеров, у которых в распоряжении были лишь каменные и костяные орудия труда.

Самое удивительное то, что на кулоне присутствовала гравировка: крохотные отверстия и узоры-окружности (всего их не менее 50). Исследователи даже предположили, что гравировка представляет собой диаграмму лунных фаз или счетную таблицу. Кулон был найден в польской пещере Стайня, его возраст путем радиоуглеродного анализа оценили в 41,5 тысячи лет, что в самом деле делает подвеску древнейшим из известных науке ювелирным украшением. Описание предмета опубликовано в журнале Scientific Reports.

Ученые считают, что кулон изготовлен руками наших предков — Homo sapiens. Это уже свидетельствует об их раннем расселении в Европе. Похожие, но менее древние украшения находили в разных частях Старого Света. По мнению ученых, это говорит о том, что традиции их изготовления могли появляться спонтанно в конце палеолита в разных местах Европы, а не в одном, как считали прежде.

На примере более 80 тысяч взрослых и полностью привитых жителей Израиля, протестированных на SARS-CoV-2, ученые узнали, как с течением времени у них повышался риск заболеть Covid-19.