Сверхкомпактный объектив научили «видеть» асимметрию фотонов

Исследователи из Гарвардского университета (США) разработали сверхкомпактный плоский объектив, который способен одновременно фиксировать спектральное излучение и асимметрию объекта. Об этом пишет Nano Letters.

Сверхкомпактный объектив научили «видеть» асимметрию фотонов

Созданная линза состоит из двух матриц, образованных наноблоками из диоксида титана, на стеклянной подложке. Последняя обеспечивает параллельный захват двух цветных изображений с противоположной хиральностью.

В эксперименте ученые продемонстрировали работу объектива на примере экзоскелета жука из вида Chrysina gloriosa.

Изображение жука Chrysina gloriosa с левосторонней хиральностью. Левый снимок сделан путем фокусировки с левой, правый — с правой круговой поляризацией света.© Capasso Lab / Harvard SEAS

Ключевой особенностью нового объектива выступает его размер: 3 миллиметра в диаметре при толщине менее человеческого волоса. По словам соавтора работы Вэй Тин Чэня, это позволяет отказаться от громоздкого дорогостоящего оборудования, которое в настоящее время используется для визуализации хиральности и спектрального излучения, и интегрировать линзу с портативным устройством.

Применяться ультратонкий объектив может в различных сферах, где требуется анализ хиральности света. Так, асимметрия характерна для ряда молекул, например аспартама — подсластителя, и медицинских препаратов. Наиболее актуальным своевременное определение хиральности является применительно к талидомиду: в зависимости от версии его молекулы могут как выполнять седативную функцию, так и оказывать разрушительное воздействие на организм беременных женщин, провоцируя тяжелые отклонения в развитии плода.

Hi-Tech