Сверхкомпактный объектив научили «видеть» асимметрию фотонов — Naked Science
24.06.2016
Редакция Naked Science

Сверхкомпактный объектив научили «видеть» асимметрию фотонов

Исследователи из Гарвардского университета (США) разработали сверхкомпактный плоский объектив, который способен одновременно фиксировать спектральное излучение и асимметрию объекта. Об этом пишет Nano Letters.

molecule-3d-hd-wallpaper-1920x1080-5282

Созданная линза состоит из двух матриц, образованных наноблоками из диоксида титана, на стеклянной подложке. Последняя обеспечивает параллельный захват двух цветных изображений с противоположной хиральностью.

В эксперименте ученые продемонстрировали работу объектива на примере экзоскелета жука из вида Chrysina gloriosa.

Изображение жука Chrysina gloriosa с левосторонней хиральностью. Левый снимок сделан путем фокусировки с левой, правый — с правой круговой поляризацией света.© Capasso Lab / Harvard SEAS

Ключевой особенностью нового объектива выступает его размер: 3 миллиметра в диаметре при толщине менее человеческого волоса. По словам соавтора работы Вэй Тин Чэня, это позволяет отказаться от громоздкого дорогостоящего оборудования, которое в настоящее время используется для визуализации хиральности и спектрального излучения, и интегрировать линзу с портативным устройством.

Применяться ультратонкий объектив может в различных сферах, где требуется анализ хиральности света. Так, асимметрия характерна для ряда молекул, например аспартама — подсластителя, и медицинских препаратов. Наиболее актуальным своевременное определение хиральности является применительно к талидомиду: в зависимости от версии его молекулы могут как выполнять седативную функцию, так и оказывать разрушительное воздействие на организм беременных женщин, провоцируя тяжелые отклонения в развитии плода.