24.10.2017
Редакция Naked Science

Для военных США испытали технологию, повышающую интеллект

Используя электрическую стимуляцию головного мозга, исследователи из США смогли существенно повысить когнитивные возможности испытуемых (пока что только макак). Профинансировало проект оборонно-исследовательское агентство DARPA.

Ученые из разных стран неоднократно являли миру свои идеи относительно того, как расширить когнитивные возможности человека, в частности понимание, вычисление и обучение. Сейчас очень хорошие результаты показала группа специалистов, представляющих канадский Университет Макгилла и исследовательскую организацию HRL Laboratories. Профинансировало проект оборонно-исследовательское агентство DARPA, разрабатывающее принципиально новые военные технологии для армии США. Выводы ученых изложили на сайте EurekAlert!

Эксперты применили транскраниальную стимуляцию постоянным током (tDCS). Данная технология не является новой в прямом смысле этого слова: ее воздействие на головной мозг активно изучают уже в течение нескольких десятилетий. Ранее она уже нашла свое применение при противодействии последствиям инсульта, лечении депрессии и хронических болях. Теперь же ученые нашли дополнительное свидетельство того, что tDCS может быть полезна и для здорового человека, частично выяснив механизм того, как именно транскраниальная стимуляция постоянным током воздействует на мозг.

Сама концепция не является слишком сложной. Электроды могут прикрепляться к голове без хирургического вмешательства, что повышает доступность технологии и делает ее применение возможным практически в любых условиях. Постоянный ток воздействует на префронтальную кору больших полушарий. Последняя отвечает за разные функции, в частности принятие решений, память и внимание. При использовании метода происходит усиление связи между разными областями мозга, способствующее ускорению обучения.

Результаты испытаний, проведенных сейчас, оказались весьма обнадеживающими. В эксперименте участвовали макаки, которые, используя визуальные отметки, должны были определить местоположение еды. Если до применения стимуляции животным для нахождения пищи требовались 22 попытки, то после обучения только 12.

Впереди новые испытания, которые ученые намерены провести на людях. После одобрения метода Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) можно будет ожидать применения технологии и на людях. Вооруженные силы могут начать использовать ее к 2022 году. Специалисты полагают, что технология также сможет найти свое применение и на гражданском рынке.