Земля, прощай: самые известные космодромы России и СССР — Naked Science
Discovery Channel

Земля, прощай: самые известные космодромы России и СССР

Словарь определяет космодром как место для хранения, пуска и контроля ракет на участке выведения, но на деле космодромы стали стартовыми площадками для всей истории освоения космоса. Об этих грандиозных сооружениях – новый проект Discovery Channel «Космос. Начало. Будущее».

Космодром Байконур

Первый мировой: Байконур

Байконур по величине занимает первое место в мире среди площадок для запуска ракет – площадь космодрома составляет 6717 км². «Полигон №5», как его называли на стадии проекта, понадобился для испытаний Р-7 – межконтинентальной баллистической ракеты, переносящей водородную бомбу. Космодром начали строить в 1955 году в красных песках Кызылкума около разъезда Торетам, но назвали по имени поселка у хребта Алатау, а вот рядом с настоящим Байконуром нет никаких гор: их отсутствие, как и ясная погода и близость к экватору, дают преимущества в видимости при запуске, в скорости и грузоподъемности ракеты.

Было предложено несколько площадок, но основоположник покорения космоса Сергей Королев сделал выбор в пользу участка казахстанской степи из-за выгодного географического расположения. Он считал Байконур счастливым местом и хранил на память о его строительстве уголь из древнего костра возрастом более 10 тыс. лет, найденного при рытье котлована. Легендарный конструктор не ошибся: практически вся история освоения космоса неразрывно связана с Байконуром: более чем за полвека работы с космодрома запущено свыше 1,5 тыс. различных аппаратов и десятки межконтинентальных баллистических ракет.

Байконур

Отсюда вывели на орбиту базовый блок орбитальной станции «Мир» и первый грузовой блок «Заря», с которого началась история МКС. С Байконура ракета-носитель Р-7 доставила в космос первые в мире искусственные спутники Земли и Луны, с этой площадки на орбиту отправили знаменитых собак-испытателей Белку и Стрелку, первую в мире ракету-носитель «Протон» и ракету-носитель сверхтяжелого класса «Энергия». Эта площадка стала стартовой для более чем 130 отечественных и зарубежных космонавтов: на Байконуре свое знаменитое «Поехали!» сказал первый человек, покинувший пределы Земли – Юрий Гагарин, отсюда же стартовал Алексей Леонов, первый в мире человек, вышедший в открытый космос. С Байконура в 2001 году был отправлен на орбиту и первый космический турист, мультимиллионер Деннис Тито, который за 20 млн долларов обогнул Землю 128 раз.

До распада СССР Байконур был основным советским космодромом, а сейчас он передан Роскосмосу, и Россия арендовала комплекс у Казахстана до 2050 года, при этом эксплуатация и содержание обходятся более чем в 10 млрд рублей в год. Этой осенью стало известно, что Роскосмос предложил внести космодром Байконур в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и выдвигать легендарный объект в качестве номинанта Россия и Казахстан будут вместе. Даже если Байконур не попадет в список, космодром, с которого запускают больше 80% всех космических кораблей и ракетоносителей мира, останется одним из самых популярных: чтобы прикоснуться к неизведанному, туристы готовы платить немалые суммы и ехать в казахстанскую пустыню со всего света.

С ракетным щитом: Капустин Яр

Капустин Яр был создан в самом начале эры освоения космоса для испытаний первых баллистических и зенитных ракет – то есть для создания ракетного щита страны. В официальных документах он называется 4 ГЦМП – 4-й Государственный центральный межвидовой полигон, или военная часть 15644. Космодром расположен в Астраханской области и частично в западных регионах Казахстана и назван по имени Капустина Яра – села, расположенного рядом с закрытым городом Знаменском, административным центром космодрома. Так же называется городской военный аэродром, но до начала девяностых авиаузел Капустин Яр носил условное наименование Картина, а еще раньше – Конституция.

Капустин Яр создавали в тяжелые послевоенные годы: в августе 1947-го на полигон прибыли офицеры, а через месяц – два специальных поезда с оборудованием из Германии. Командованию предстояло жить в этих вагонах, а строителям и сотрудникам – в землянках, бараках и домах крестьян, но неустроенный быт только подстегнул первых обитателей Капустина Яра. В рекордно короткие сроки на полигоне были возведены испытательный стенд, стартовая площадка с бункером, монтажный корпус и железнодорожная ветка длиной 20 км до Сталинграда. Уже через месяц, 14 октября 1947 года, в Капустин Яр привезли на испытания немецкую «Фау-2»: первую в мире баллистическую ракету дальнего действия, ставшую прототипом советских оперативно-тактических ракет Р-1 и Р-2 разработки Сергея Королева.

Памятник Дезику и Цыгану. Капустин Яр

Наиболее известна первая в мире ракета с отделяющейся головной частью Р-1А, получившая у военных прозвище «Аннушка» по аналогии с «Катюшей» сороковых. Модификация «Аннушки», ракета Р-12, впервые в мире была запущена на полигоне Капустин Яр из вертикального колодца, закрытого высокопрочным люком – шахтной пусковой установки. История ракетного космического вооружения писалась на Капустином Яре: именно здесь был создан Учебный Центр Ракетных войск, проведены первые испытания крылатых ракет и комплексов ПВО, запуск первого советского военно-прикладного спутника «Космос-1», первой ядерной ракеты и первых собак, совершивших полет в верхние слои атмосферы – Дезика и Цыгана.

Уступив звание первого космодрома страны Байконуру после его постройки, Капустин Яр остается крупнейшим испытательным и исследовательским центром. Правда, тщательная защита информации о нем породила множество слухов и легенд. По одной из версий в подземных катакомбах полигона ученые тайно исследуют корабли инопланетян – то ли захваченные с помощью ракет, то ли потерпевшие крушение и подобранные в космосе. Один из создателей «Космической одиссеи», фантаст «большой тройки» XX века Артур Кларк, упоминал полигон в рассказе «Колыбель на орбите». В прессе же Капустин Яр называли «русским Розвеллом»: по имени городка и американской авиабазы рядом с ним в штате Нью-Мексико, где якобы упал, был найден спецслужбами и исследован НЛО с экипажем.

Совершенно секретно: Плесецк

Самый северный космодром планеты закрыл потребности страны в космических программах запуска научных, прикладных и коммерческих непилотируемых аппаратов. Само существование первого государственного испытательного космодрома Министерства обороны и все, что происходило на его территории, оставалось засекреченным двадцать лет. В те годы его называли закрытым оборонным объектом «Ангара», а сейчас – полигоном «Мирный» или космодромом Плесецк. За годы работы с площадки в Плесецком районе Архангельской области произведено вдвое больше запусков, чем со всех космодромов мира вместе взятых, в том числе тысячи межконтинентальных ракет Р-7.

Космодром Плесецк

Засекречивание объекта «Ангара» объяснялось государственной стратегией, а скрывать испытания ракет помогали и низкие облака, и густые непроходимые северные леса. Слухи о космодроме на 63 градусе северной широты, безусловно, ходили, особенно поблизости от него, но громким «разоблачением» официально признана статья «Место старта – Плесецк», которую опубликовал в июне 1983 года научный обозреватель «Правды» Владимир Губарев. Правда, для иллюстрации была использована фотография ракеты «Космос-2» в шахтной подземной установке, а такие были только в Капустином Яре. Однако со временем ШПУ появились и в Плесецке, а ракеты Р-7 заменили ракеты Р-9, Р-16, «Тополь» и «Тополь-М», которые запускают по сей день именно из шахт.

Северный космодром известен еще и тем, что там произошел первый в истории коммерческий запуск – в 1972 году в космос с Плесецка отправили французский спутник. В этом году космодром, входящий в состав космических войск России, отметил 60-летие. Сейчас там запускают в космос коммерческие и военные спутники на ракетах-носителях «Союз-2.1», и ориентирован Плесецк именно на выполнение военных программ. Интересно, что по сей день на космодроме и в городе Мирный, где живет большая часть его сотрудников, сохранилась традиция купания в проруби, заложенная первыми военными Плесецка: офицеры «оборонки» не боятся заходить в воду даже в самые сильные морозы.

Дальний восток-2000: Восточный

Космодром Восточный в Амурской области должен стать не просто новым Байконуром, но и превзойти и его, и Плесецк, и Капустин Яр: стартовая площадка позволит реализовать пилотируемые программы и выводить на орбиту пилотируемые и грузовые корабли, спутники и автоматические межпланетные станции. Неоспоримый плюс Восточного – расположение поблизости от экватора, которое всего на шесть градусов отличается от координат Байконура. Это значит, что угловое вращение Земли поможет ракете поднять большее количество груза, и его перевозка обойдется дешевле, чем, допустим, с того же Плесецка.

Проект строительства нового космодрома на Дальнем Востоке в Роскосмосе одобрили в 2008 году, первый камень в фундамент был заложен в августе 2010-го, строительство у поселка Углегорск началось осенью 2011 года, а сейчас на Восточном продолжаются активные работы – первый гражданский космодром страны площадью 1035 км² предстоит подготовить к полной нагрузке за два года. Поселок, где для нынешних и будущих работников космодром возводят новый микрорайон «Звездный городок», уже переименован в город Циолковский. Первый успешный пуск состоялся весной прошлого года – на орбиту вывели три искусственных спутника Земли, а в марте был запущен сайт Восточного. В ближайших планах – строительство комплекса для ракет семейства «Ангара», и для этого в Циолковский уже отправили 498 вагонов инновационного оборудования.

Космодром Восточный

Полностью космодром введут в строй к 2020 году, на 2021-й запланирован запуск беспилотника «Федерация», на 2023 год – запуск корабля того же класса с экипажем, а на период после 2025 года – реализация программы освоения дальнего космоса, в том числе Луны и Марса. Обо всех космодромах России и бывшего Советского Союза, в том числе о Восточном и связанных с ним перспективах, расскажет новый проект Discovery Channel «Космос. Начало. Будущее». Съемочная группа отправится в Приамурье, чтобы узнать секреты самой современной площадки для космических пусков на планете: уникальной для России сервисной мобильной башне обслуживания, процессе сборки ракет и их подготовки к старту и ракетоносителях нового поколения — «Союз-5» и «Ангара-А5». Кстати, увидеть Восточный можно не только на телеэкране, но и на купюре – стартовый комплекс космодрома изображен на банкнотах нового образца номиналом 2000 рублей.

Смотрите программу «Космос. Начало. Будущее» по субботам в 21:00 на Discovery Channel!

Discovery Channel