Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Глава ULA рассказал, почему американская альтернатива РД-180 разрабатывается так долго
Русскоязычные критики Илона Маска в частности и всей американской космонавтики в целом часто забывают, что в США у SpaceX есть серьезные конкуренты, которые сильно пострадали от действий этой компании. Под давлением успехов фирмы эксцентричного миллиардера они вынуждены выкручиваться, как могут. В такой обстановке постоянные задержки в разработке преемника Atlas V, использующего российские двигатели РД-180, — ракеты Vulcan Centaur от ULA, — выглядят странно. Поэтому Тори Бруно решил попробовать их объяснить.

Глава United Launch Alliance (ULA), совместного предприятия Lockheed Martin Space и Boeing Defense, Space & Security, Тори Бруно в четверг, 5 августа, пообщался с журналистами. Как пишет портал SpaceNews, он рассказал, чем обусловлена задержка серийного выпуска двигателей BE-4. Их разработкой и производством занимается небезызвестная компания Blue Origin при непосредственном участии ULA. Изначально обе организации намеревались показать готовую к полетам версию этого агрегата в 2017 году.
Но время шло и ожидаемые сроки остались позади. Поскольку Blue Origin не особо любит делиться подробностями о своей деятельности, информации о причинах задержек мало. Известно, что в начале 2017 года только стартовали испытания BE-4 в сборе, причем уже в мае один из тестов выявил аномалию и двигатель частично разрушился. Ранее в 2015 году во время тестирования отдельных агрегатов также произошел взрыв. В общем, создание метаново-кислородного двигателя закрытого цикла точно не было гладким.
По словам Бруно, сейчас ULA и Blue Origin наращивают темпы работ по проекту. Производство предсерийных экземпляров BE-4 идет одновременно с предквалификационным и квалификационным тестированием. Эти процедуры необходимы для допуска агрегата определенной конструкции к полету и обычно проводятся до старта массового выпуска. Но сроки поджимают, да и ранее проведенные циклы испытаний вселяют в инженеров уверенность, что серьезных неприятных сюрпризов от двигателей уже можно не ждать.
Тем не менее, и это Тори отметил отдельно, без доскональной проверки и полной квалификации BE-4, ни один из них никуда не полетит. Оба цикла процессов — изготовление и тестирование, — просто идут параллельно и устроены так, чтобы на каждом из них имелась возможность внести изменения, если будут выявлены какие-то недочеты. «Не буду пытаться обманывать вас, двигатели серьезно опаздывают», — честно сказал Бруно журналистам. И рассказал, почему так вышло: виной всему как раз программа тестирования.
Глава ULA признался, что представляемая им компания и Blue Origin планировали распоряжаться гораздо большим количеством испытательного оборудования и комплексов. Как получилось, что в итоге их оказалось меньше, он не сообщил. Но поделился, что возникшие сложности при разработке превзошли все ожидания инженеров обеих фирм. Соответственно, наладка производства тоже затянулась и была гораздо труднее, чем изначально предполагалось. Тем не менее, первые два BE-4, квалифицированные для полетов, Бруно надеется получить уже до конца года.
Двигатель, который спасет американскую космонавтику…
От BE-4, как бы это странно ни звучало, во многом зависит финансовое благосостояние сразу трех компаний — Blue Origin, Lockheed Martin и Boeing. Нет, если двигатель окажется провальным, они не разорятся. Но когда на кону миллиард долларов, потерять его всегда неприятно. А именно столько за успешную разработку ракеты Vulcan Centaur им перечислят Космические силы США. Часть этих денег уже выплачена, но малая. Полную сумму контракта подрядчики получат только если смогут осуществить запуск уже заказанной военными полезной нагрузки до конца 2022 года. А перед этим, чтобы выполнить условия квалификации, нужно выполнить еще два успешных коммерческих старта.
Вдобавок к деньгам, с BE-4 связан еще и вопрос престижа американской космонавтики в целом. А точнее, «старичков» отрасли — неужели такие аксакалы, как Boeing и Lockheed Martin не смогут найти в срок сравнительно дешевый и достаточно эффективный двигатель для своей ракеты? Дополнительной иронии ситуации придает тот факт, что на заре разработки Vulcan Centaur была сделана ставка на «частника» Blue Origin, а опытную Aerojet Rocketdyne с ее AR1 «задвинули под ковер».
Причем создав предшественника Vulcan Centaur — невероятно надежный Atlas V, — Lockheed Martin сами себе наступили на хвост. В конце 1990-х, когда встал вопрос о разработке относительно недорогой ракеты по контракту ВВС США Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV), идея использовать доступные и привлекательные по характеристикам российские двигатели РД-180 выглядела неплохой. Тем более, что разработка подходящих агрегатов своими силами или с помощью партнеров оборачивалась финансовым кошмаром.
Однако это лишь еще сильнее отбросило американскую космонавтику назад в деле создания кислородно-керосиновых ракетных двигателей высокой мощности. А с ними у предприятий в США со времен Фон Брауна вообще все как-то непросто было в силу особенностей конструкторской школы.
Чисто технически BE-4 — интересный агрегат. Он использует метан (сжиженный природный газ) в качестве горючего и жидкий кислород в качестве окислителя. Конструкционно двигатель способен к многократному запуску, но на Vulcan Centaur установят его более простую версию. Наконец, по мощности он сравним с детищем SpaceX — двигатель Raptor. Хотя и использует более простой цикл работы, то есть, теоретически, может быть дешевле.
Сама же ракета Vulcan Centaur представляет собой уже привычный для американской аэрокосмической отрасли гибрид из проверенных и новых решений. Вторая ступень (по российской классификации — разгонный блок) там ровно та же, что и на Atlas V: «старичок» Centaur. Ему только двигатели слегка обновили, да немного увеличили объем топлива. Зато первая ступень совершенно новая, он крупнее, чем у «Атласа», имеет диаметр аналогичный модулям Delta IV (4,5 метра) и несет на себе два BE-4. При необходимости дополнительно к ней можно прикрепить до шести твердотопливных ускорителей. Максимальная конфигурация позволяет забросить на низкую околоземную орбиту (НОО, 200 километров) 27,2 тонны, а самая легкая — 10,6 тонны.
…либо опоздал на годы
Пока Тори Бруно пытался сохранить лицо перед журналистами, команда Илона Маска уже вовсю монтировала прототип исполинского бустера Super Heavy на стартовый стол. Сейчас к нему еще и орбитальный прототип корабля Starship примерили, а в ближайшие недели будет первый запуск. Напомним, во всей связке сверхтяжелой космической системы SpaceX далеко не два мощнейших метановых ракетных двигателя, а тридцать два (возможно, перед полетом на корабль добавят еще один). И производственный комплекс компании выпускает по одному Raptor в два дня.
Цикл разработки ULA и Blue Origin не вызывает вопросов, если смотреть на него с точки зрения «классической» космонавтики. Профессионалы (а в этом никто и не сомневается) работают не покладая рук в кредо, заданном еще 70 лет назад. Они делают технически интересные и соответствующие техническому заданию вещи. Но в XXI веке обстановка несколько изменилась — сейчас ракеты тяжелого класса (более 20 тонн на НОО) проектируются многоразовыми и с ценой запуска порядка 70 миллионов долларов без дополнительных условий. А Vulcan Centaur будет одноразовым и минимальная заявленная цена его старта обозначена в 99 миллионов долларов.
Будущее этой ракеты на современном рынке пусковых услуг — под большим вопросом. И дело тут не только в SpaceX с ее Falcon 9. На все возможные заказы компании Илона Маска просто не хватит, да и военным нужны альтернативы. Но только в США уже существует несколько частных компаний, которые идут ровно тем же путем, что и SpaceX: делают легкие ракеты, а затем на их основе разрабатывают многоразовые средние и тяжелые.
После начала эксплуатации Vulcan Centaur ULA придется перестроиться на новые рельсы и благодаря своему опыту сделать что-то похожее на Falcon 9. Иначе есть все шансы, что совместное предприятие Boeing и Locheed Martin станет историей. А многострадальную ракету и вовсе забудут после пяти-шести уже законтрактованных запусков. Ну а про Blue Origin с ее New Glenn, для которого, в первую очередь, и предназначается BE-4, пока даже говорить рано. Когда еще этот сверхтяж взлетит — вообще непонятно.
В поиске сигналов от внеземных цивилизаций ученые решили сосредоточиться не на целенаправленных посланиях человечеству, а на случайных «утечках информации» из межпланетного пространства гипотетической обитаемой системы. По расчетам, в определенные моменты до нас могут доходить сигналы внеземной космической связи. Кстати, благодаря «общению» Земли с марсианскими и другими зондами мы тоже постоянно невольно сообщаем о себе в глубокий космос.
Модель, представленная учеными из коллаборации DESI и Мичиганского университета (США), может перевернуть представления о происхождении темной энергии. Авторы нового исследования полагают, что черные дыры, поглощая вещество, постепенно преобразовывают его в энергию, гипотетически ответственную за расширение Вселенной.
Глава Российской академии наук Геннадий Красников рассказал в недавнем интервью о том, для чего мышам летать над полюсами Земли, в чем преимущества новой космической станции по сравнению с МКС, что предстоит проделать на Луне в ближайшее десятилетие и чем ученых продолжает интриговать Венера.
К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.
Ученые обнаружили косвенные доказательства существования мира размером с Землю за орбитой Нептуна. Эта гипотетическая планета отличается от предполагаемой Девятой планеты не только размером, но и гравитационным влиянием на другие объекты.
Большие кошки (Pantherinae) обычно охотятся на животных своего или меньшего размера. У снежных барсов, как выяснилось, другие предпочтения. Новое исследование показало, что ирбисы чаще нападают на взрослых горных козлов, которые как минимум вдвое превосходят хищников в весе. Ученые объяснили, с чем может быть связан такой выбор добычи.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.
Гостингом (от английского «призрак») называют ситуацию, когда человек прекращает общение или отношения, «пропадая с радаров» без объяснения причин. Исследователи из США сымитировали такое поведение, а затем проанализировали реакцию людей на него.
живая иллюстрация к той огромной мотивацииАга. Такая что вызывает некоторые подозрения. Уж не слишком ли плакатный получается образ и не пиар ли это кампания американского образа жизни и т.д. Чему способствуют слухи о господдержке (не только финансовой) его проектов и льготном режиме налогообложения. Что впрочем не отменяет факта, что такой проект состоялся именно в Америке, а всем другим соискателям ничего не мешало сделать то же самое.
а в создание двигателя на метане у России нет трудностиУ Безоса есть прототип BE-4 хоть и не вполне рабочий, а масковские Рапторы уверенно летают правда пока на небольших высотах. У России нет пока даже прототипов все только на уровне проектов и обещаний.
а в создание двигателя на метане у России нет трудностиУ Безоса есть прототип BE-4 хоть и не вполне рабочий, а масковские Рапторы уверенно летают правда пока на небольших высотах. У России нет пока даже прототипов все только на уровне проектов и обещаний.
живая иллюстрация к той огромной мотивацииАга. Такая что вызывает некоторые подозрения. Уж не слишком ли плакатный получается образ и не пиар ли это кампания американского образа жизни и т.д. Чему способствуют слухи о господдержке (не только финансовой) его проектов и льготном режиме налогообложения. Что впрочем не отменяет факта, что такой проект состоялся именно в Америке, а всем другим соискателям ничего не мешало сделать то же самое.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии