Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
SpaceX провела первый успешный пуск Starship после четырех взрывов подряд
Компания впервые смогла устранить недоработки Starship V2 в достаточной степени, чтобы выполнить всю намеченную программу испытаний в одном полете. Впрочем, без сбоев не обошлось и на этот раз. Традиционные американские космические игроки продолжают считать, что задержки с программой позволят Китаю выиграть вторую лунную гонку у США.
Программа SpaceX по созданию транспортной системы Starship — самая амбициозная в истории земной космонавтики. Эта первая полностью многоразовая система вывода в космос из когда-либо созданных «в железе», поэтому конструктивно она резко отличается от всего, что делали ранее. Даже в научной фантастике из более-менее близких по описанию аналогов можно назвать только многоразовую ракету из нержавейки (с посадкой на хвост за счет торможения двигателями) из «Незнайки на Луне». Поэтому отработка новой ракеты обещает стать самой длительной в истории ракетостроения. Усложняют процесс доводки постоянно вносимые в конструкцию изменения: главный инженер SpaceX Илон Маск настаивает на быстром совершенствовании самых разных аспектов системы, в результате чего уже испытанные узлы изменяют, внося в конструкцию новые, неиспытанные элементы.
В результате если испытания Starship V1 в 2024 году протекали сравнительно успешно, то после перехода на Starship V2 все три полета этого года закончились незапланированными взрывами. При подготовке к наземным испытаниям летом 2025 года StarshipV2 взорвался на наземной стенде, в значительной степени разрушив инфраструктуру стартовой площадки, что затруднило подготовку к следующим испытаниям.
Новый пуск системы прошел 27 августа 2025 года в 2.30 по Москве. На этот раз в конструкцию внесли изменения, блокирующие возможность взрывов, состоявшимся в этом году. Систему подачи газов наддува в баки изменили, поэтому на камерах, установленных внутри Starship в этот раз не было видно капель метана. Давление в баке газового наддува уменьшили, чтобы избежать взрыва как в июне этого года на наземных испытаниях.
В итоге старт прошел полностью нормально (сработали все 33 двигателя первой ступени, что бывает не всегда). Через полторы минуты полета автоматика отключила один из 33 двигателей Raptor первой ступени, но это не повлияло на полет в целом: как и ракета Королёва Н-1, Starship такой многодвигательный как раз для того, чтобы парировать отказы отдельных двигателей. Нормально прошло и горячее разделение ступеней, до Маска в американском ракетостроении никогда не применявшееся. При нем пламя двигателей второй ступени действует прямо на верх первой ступени.
После разделения Starship S37 (вторая ступень системы, она же корабль) штатно провел полет по суборбитальной траектории, выпустив в космос порядка 16 тонн полезной нагрузки. Это были испытательные макеты особо крупных спутников Starlink, которые компания планирует запускать с нового корабля. Однако при выпуске, на двадцатой минуте полета, были явные удары макетов спутников о детали выпускной системы (своего рода грузовой шлюз). Несмотря на них, ничего не заклинило и все восемь макетов вышли нормально.
Через 47 минут от старта что-то с умеренной силой взорвалось в двигательном отсеке Starship S37, на видео был явно заметен разлет обломков. Как ни странно, взрыв никак не помешал кораблю войти в атмосферу в точно рассчитанном районе и плавно погасить двигателями скорость так, чтобы приблизиться к воде с минимальной скоростью.
После накопления достаточного числа таких мягких приводнений компания планирует начать сажать и вторую ступень системы на посадочную башню на том же космодроме Старбэйз, где запускает Starship. В этот раз не сажали и первую ступень, поскольку SpaceX вводила ее в атмосферу под особо большими углами, чтобы проверить, насколько безопасно гасить максимально возможную часть энергии падающей ступени трением о воздух.
На второй ступени испытывали новое расположение «плавников» (рулей) и сразу несколько систем теплозащиты. Один из плавников в полете частично прогорел, но не оторвался и работал штатно. Среди систем теплозащиты кроме 18 тысяч шестиугольных керамических плиток (каждая размером с тарелку) испытывали и участки обшивки с голым металлом, и плитки с охлаждением за счет жидкого метана из баков. Пока компания не знает, какой подход окажется самым эффективным.
«Теплозащита шаттлов при каждой посадке была по сути частично разрушена и требовала многих месяцев ремонта. Мы добиваемся того, чтобы тепловой щит Starship позволял немедленный повторный полет [без ремонта]».
Главный инженер SpaceX
Задача отработки теплового щита системы до такого состояния должна быть самой сложной из всех. Однако для реализации высадки людей на Луне американцами в 2020-х годах ее решение не требуется: производственные мощности компании потенциально позволяют выпускать до одного Starship в сутки, поэтому даже при одноразовом использовании обеспечить дозаправку его лунной версии на околоземной орбите и ее отлет к Луне вполне получится.

В то же время цель создания системы именно в многоразовости и способности корабля сесть на Марс после длительного полета. Испытания такого рода явно займут еще несколько лет, поскольку даже самые оптимистичные оценки времени запуска беспилотной версии нового корабля к четвертой планеты — конец 2026 года.
Проанализировав данные наблюдений, собранных за 30 лет с помощью четырех высокоточных спектрографов, астрономы не нашли в двойной системе Эта Кассиопеи (Eta Cassiopeia) гигантских планет — аналогов Юпитера и Сатурна. Их отсутствие делает систему, расположенную в 19,4 светового года от Земли, перспективной для поиска потенциально обитаемых миров.
Чтобы охотиться при температурах ниже нуля, пауки рода Clubiona выработали особые белки-антифризы. Изучив членистоногих, собранных в грушевых садах неподалеку от города Брно (Чехия), ученые раскрыли молекулярный механизм, позволяющий этим паукам не впадать в зимнюю спячку.
Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Так называемые зумеры и альфа, несмотря на молодой возраст, уже формируют ключевые поведенческие и потребительские тренды. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему обозначение поколений начали с конца алфавита, как альфа и зумеры отличаются в способности к терпеливости, совмещении цифрового и реального «Я», подходу к профессиональной деятельности и отношении к финансам, какое мышление пришло на смену клиповому и как использование искусственного интеллекта повлияет на авторитет родителей.
Бразильские зоологи выяснили, каких именно насекомых и пауков ловят домашние кошки в городах. Для этого использовали не полевые наблюдения, а анализ социальных сетей. Просмотрев более 17 000 видео и фото в TikTok и на фотостоке iStock, ученые нашли 550 записей кошачьей охоты. Самая частая добыча — кузнечики, сверчки, цикады и тараканы.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.
Ученые открыли новый, ранее неизвестный способ передвижения бактерий по поверхностям, для которого не нужны жгутики. Эти микроорганизмы на краю колонии переваривают сахара, выделяют метаболиты и создают осмотическое давление. Оно вызывает микроскопическое «цунами», и на нем бактерии катятся вперед.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии