Потенциально мощнейший космический телескоп будущего переименовали в честь женщины-астронома — Naked Science

Космический телескоп WFIRST переименовали в честь американского астронома Нэнси Грейс Роман — одной из первых женщин-руководителей в истории космического ведомства США.

Nancy Grace
Nancy Grace Roman Space Telescope / ©NASA

NASA объявило 20 мая, что перспективный космический телескоп WFIRST (Wide Field Infrared Survey Telescope) переименовали в Nancy Grace Roman Space Telescope — в честь астронома Нэнси Грейс Роман.

За выдающийся вклад этой женщины в создание орбитальной обсерватории Hubble ее называли «матерью Хаббла». Она принимала активное участие в программах International Ultraviolet Explorer, Cosmic Background Explorer и Orbiting Astronomical Observatory и ряде других проектов. Также Нэнси Роман запомнилась как человек, принимавший большие усилия для продвижения женщин в науке. Умерла Нэнси Грейс Роман 26 декабря 2018-го в возрасте 93 лет.

Нэнси Грейс Роман / ©wikipedia

Переименование телескопа WFIRST можно считать показательным моментом, свидетельствующим о том, что планы у NASA более чем серьезные. Дело в том, что проект испытывает постоянное давление со стороны политического руководства США, которое делает ставку на пилотируемые запуски и освоение ближнего космоса.

Известно, что финансировать проект нового телескопа будут как минимум до сентября 2020-го. В космическом ведомстве надеются на его включение в заявку на бюджет на 2021 год. Стоит сказать, что сейчас Вашингтон хочет сосредоточиться на телескопе James Webb Space Telescope, который планируют запустить в 2021-м (впрочем, нет никаких гарантий, что дату запуска снова не перенесут).

Сам WFIRST (теперь уже Nancy Grace Roman Space Telescope) представляет собой широкодиапазонную инфракрасную обсерваторию, которая должна стать шестой «великой обсерваторией NASA». Перспективный телескоп видят в качестве идеологического наследника Hubble, WISE и James Webb. Предполагается, что его возможности позволят впервые получить прямые фотографии экзопланет, а также ответить на фундаментальные вопросы, связанные с темной энергией, в частности — оценить ее распределение по Вселенной.

Одно из изображений WFIRST / ©NASA

Ответить на многие вопросы может и действующий вышеупомянутый Hubble Space Telescope. Недавно стало известно, что орбитальная обсерватория сделала детальные снимки распавшейся кометы ATLAS.

А год своего 30-летия Hubble открыл снимком галактики UGC 2885 — самой большой в нашей части Вселенной. Согласно расчетам ученых, она содержит вдесятеро больше светил, чем Млечный Путь.