• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
17.05.2021
Василий Парфенов
20
4 751

Опубликован план «почти орбитального» полета прототипа Starship в этом году

2.5

Компания SpaceX подала в регуляторные органы запрос на разрешение использовать определенные радиочастоты во время новых испытаний Starship. Рядовая процедура, за одним исключением — задействованный в них прототип проведет в полете 90 минут, поднимется более чем на 100 километров вверх и пролетит вокруг почти всего земного шара. Никаких конкретных дат не указывается, но временные рамки охватывают шесть месяцев после 20 июня.

Опубликован план «почти орбитального» полета прототипа Starship в этом году
Прототип Starship SN15, перед которым медленно проезжает колоссальный кран Fagioli, увозимый от тестового стартового стола перед историческим успешным прыжком на 10 километров / ©bocachicagal, NASASpaceFlight

Как пишет сайт SpaceNews, документ с соответствующими данными о будущем космическом полете Starship размещен (ссылка может быть недоступна из России) на портале Федеральной комиссии по связи США (FCC). Ведомство получило от SpaceX подробное описание запланированной на второе полугодие 2021-го миссии. Это стандартная процедура, с которой начинается юридическая подготовка подобных запусков или испытания. На очереди — аналогичный запрос и получение лицензии от Федерального управления гражданской авиации США (FAA), но это уже другая история.

Итак, что мы можем узнать из этого документа? Начнем с профиля полета. В пока неуказанную дату «связка» из прототипов ускорителя (первой ступени) Super Heavy и космического корабля Starship стартует с площадки в Бока-Чика, штат Техас. Через 169 секунд после отрыва от стартового стола двигатели ускорителя отключатся, а еще через две секунды произойдет разделение ступеней. Тестовая версия ускорителя не будет возвращаться на космодром SpaceX, а вместо этого через 495 секунд после взлета совершит посадку в 32 километрах от побережья, в Мексиканском заливе.

Прототип Starship, в свою очередь, запускает свои двигатели Raptor через пять секунд после разделения ступеней и продолжает полет. На 521-й секунде после старта он их должен выключить и оказаться на целевой высоте. Однако полного витка вокруг Земли корабль делать не станет и выполнит маневр входа в атмосферу над Тихим океаном. Плановое место приземления — точка в открытом море, в сотне километров на северо-запад от острова Кауаи (Гавайские острова).

Для проведения всех вышеописанных мероприятий SpaceX просит у FCC выделить три набора радиочастот. Они потребуются компании для непрерывной связи с прототипами и сбора необходимых данных. Кроме всего вышеописанного, в заявке как содержится множество сопроводительных данных, так и отсутствует целый сонм деталей, которые ведомству не нужны, а фанатам космонавтики безумно интересны. Попробуем часть восстановить по обрывкам информации, а часть предположить.

Так он орбитальный или нет?

В заявке SpaceX называет эти испытания однозначно орбитальным тестом (Orbital Test). Прототип Starship наберет необходимую высоту, чтобы считаться космическим кораблем (100 километров) и орбитальную скорость на этой высоте. Но при этом не совершит ни одного полного витка вокруг Земли. Иными словами, с точки зрения баллистики этот запуск будет орбитальным, но у злопыхателей найдется повод критиковать испытания. Хотя, если посмотреть на профиль полета, возможность завершить виток у прототипа будет. Однако воспользоваться ей никто не собирается ради безопасности.

Глава SpaceX Илон Маск пояснил этот момент в твиттере, прокомментировав запись астронома и космического энтузиаста Скотта Мэнли (Scott Manley). Тот опубликовал выдержки из заявки космической компании Маска в FCC со своими пояснениями. Предприниматель написал, что сход с орбиты специально сделан над Тихим океаном — на случай, если прототип Starship не переживет вход в плотные слои атмосферы в целом виде. Тогда его обломки благополучно упадут на воду и не нанесут ущерба ни людям, ни строениям.

Очевидно, попытки вернуть как Starship из космоса, так и Super Heavy с большой высоты на площадку в Бока-Чика пока проводить небезопасно. По крайней мере, на нынешнем этапе развития проекта. Одно дело прототипы, планирующие с высоты в 10-20 километров и развивающие скорость максимум в сотни метров в секунду. А другое — первая ступень, возвращающаяся со скоростью порядка двух километров в секунду, и космический корабль, разогнавшийся минимум втрое быстрее.

Техническое обеспечение

Перво-наперво, стоит сказать, что полететь в космос должны прототипы SN20 (корабль) и BN3 (ускоритель). Во всяком случае, об этом несколько месяцев назад говорил Маск. Третий экземпляр первой ступени уже собирается на «Звездной базе» в Бока-Чика. Корабля с нужным индексом наблюдатели еще не увидели. Но инженеры SpaceX навострились собирать прототипы с невероятной скоростью, так что можно не беспокоиться.

Однако напрашивается другой вопрос: а что с двигателями? На летный экземпляр Starship нужно минимум шесть (три оптимизированных для вакуума и три для посадки, оптимизированных для плотной атмосферы), а первой ступени потребуется более двух десятков. Точное количество двигателей Raptor для Super Heavy в финальной конфигурации пока не известно. Однако все известные варианты ее дизайна подразумевают порядка 25-30 силовых установок. Такое количество агрегатов нужно успеть сделать, протестировать и доставить от производства в Бока-Чика.

Опубликован план «почти орбитального» полета прототипа Starship в этом году
Одна из полупогружных буровых платформ, купленных SpaceX по состоянию на 12 мая. Видно, что большую часть оборудования с нее уже сняли, идет монтаж конструкций, необходимых для обеспечения посадки Super Heavy и ее удержания / ©BigBoatDriver, Twitter

На вопрос, успеет ли SpaceX сделать столько двигателей к полету, энтузиасты с портала NASASpaceFlight отвечают утвердительно. Они пристально наблюдают за всеми производственными площадками частной космической компании. На успешно летавшем прототипе SN15, который стал важнейшей вехой в развитии проекта, установлены двигатели Raptor с серийными номерами в диапазоне 50-60. В то же время тестовый полигон в Макгрегоре испытывает уже диапазон 70-80, а на заводе в Хоторне выпускают экземпляры с номерами больше 150 (по несколько штук в неделю).

То есть вопрос с двигателями потенциально закрыт. Остается посадка: все же помнят, как первые ступени Falcon 9 впечатляюще касаются плавучих платформ, поэтому ждут аналогичного зрелища от исполинской Super Heavy. Но пока этого, скорее всего, не произойдет. Да, в январе SpaceX купила две нефтяные платформы, которые сейчас активно оснащают посадочным оборудованием. Но навряд ли компания успеет их доделать за полгода. Тем более что после перестройки их нужно и отбуксировать в зону посадки.

Так что первый прототип Super Heavy, отправляющий нагрузку в космос, почти наверняка просто опустится на воду. Это будет мягкая посадка, но повторно использовать такую ступень нельзя. И вообще, существует ненулевой шанс, что бочка утонет. А вот судьба тестового «орбитального» Starship уже известна и указана в заявке: корабль совершенно точно приводнится. Возможности его посадить на твердую поверхность даже теоретически пока нет.

Поехали?

Если SpaceX удастся хотя бы попытаться в ближайшие полгода запустить прототип всей системы Starship на орбиту — это будет феерический успех. Вне зависимости от исхода, даже если все компоненты развалятся, не долетев до точки посадки. Так быстро ракеты не разрабатывали, пожалуй, с самого начала космической гонки. Напомним, первый прототип Starship — демонстратор Starhopper — взлетел в июле 2019 года. А высотные прототипы начали летать только в декабре 2020-го!

Чтобы осуществить «орбитальный тест», SpaceX нужно получить еще разрешение FAA. Несмотря на недавние споры между компанией и ведомством, проблем возникнуть не должно. Процедура несколько сложнее, чем заявка в FCC, и на нее уйдет больше времени, а также дату старта в заявке придется указать точно. Так что ждем лета — для любителей космонавтики оно будет невероятно интересным.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

20 Комментариев

-
0
+
"Так быстро ракеты не разрабатывали, пожалуй, с самого начала космической гонки." - ракеты так перестали испытывать совсем не случайно
    Иван
    01.06.2021
    -
    0
    +
    Крупные катастрофы, что у нас что на Западе были связаны с грубыми нарушениями правил безопасности. Гибель "Колумбии" и "Челленджера" можно было предотвратить, если бы в НАСА не понадеялись на авось и уделили должное внимание сообщениям о дефектах. Катастрофа Неделина вообще связана с попыткой запустить фактически аварийную ракету. Надеюсь масковцы лучше контролируют свою "быструю незапланированную разборку"
-
0
+
Ну если падение прототипов (или их останков) в океан считать феерическим успехом, то за полгода у Маска все должно получиться. Традиционно у прототипов затруднения вызывает лишь посадка. Конечно если BN-2 эту традицию не нарушит.
    Николай
    17.05.2021
    -
    0
    +
    Как мне кажется, падение разрушившегося аппарата успехом не будет; а если он плюхнет в воду без разрушения - это будет означать, что спуск с орбиты был управляемым, а не хаотичным, и полётные алгоритмы выполнены. Если при этом пепелац не затонет после плюха (а если он выполнит мягкую посадку на воду, то он останется целым и плавучим) - его будет очень легко найти в океане ( радиолокатором увидят за полсотни километров) и выловить, изучив последствия спуска с орбиты на конструкции. Так что определённая испытательная логика и здравый смысл в подходе Маска есть. А движение по орбите означает прохождение всего диапазона скоростей - полномасштабные натурные испытания на всём диапазоне высот, скоростей, температурных полей, распределения давлений, перегрузки, и работы всех элементов конструкции в этих условиях. Это не то чтобы феерический успех, но даст кучу фактических значений измеренных величин. Это весьма ценная информация для дальнейшей доводки изделия. Натурные испытания имеют свои преимущества перед моделированием, результаты которого рано или поздно всё равно придётся проверять этим же самым - реальными испытаниями.
    +
      ещё комментарии
      Иван
      17.05.2021
      -
      0
      +
      Да я понимаю, что такой полет, даже если будет успешным весьма условно, даст кучу информации для дальнейшей работы над прототипами.
        Николай
        18.05.2021
        -
        0
        +
        И она будет намного ценнее расчетных данных, не проверенных натурным испытанием. Факт - это форма истины, чего не скажешь о моделировании.
      Лев
      18.05.2021
      -
      0
      +
      Если еще обе ступени перед приводнением смогут поставить на попа и включить тормозные двигатели, "тогда просто нет слов!"
"Но при этом не совершит ни одного полного витка вокруг Земли. Иными словами, де-факто орбитальным этот запуск назвать не получится никак. " - Василий, здесь вы ошибаетесь. Орбитальность определяется не наличием целого витка, а движением по околоземной орбите с достижением орбитальной (не первой космической! :))) скорости. Если аппарат достиг орбитальной скорости - ему незачем делать ни один, ни десять витков, чтобы доказать, что он движется по орбите. Чтобы было нагляднее, посмотрите на нашу боевую ракету Р-36 орб. У неё орбитальная головная часть, и двигалась она по орбите. Но при этом отнюдь не делала полного витка - она по орбите лишь долетала до района цели, где сходила с орбиты и падала на цель. При этом ракета орбитальная, головная часть орбитальная, двигалась по орбите, в орбитальных условиях (что отражено в конструкции орбитальной ГЧ) Хотя полного витка не делала - зачем? Ровно то же самое и запланировал Маск со своим пепелацем. Выход на орбиту за счет достижения орбитальной скорости на этой высоте, затем движение по этой орбите, то есть самое настоящее орбитальное движение. Затем сход с этой орбиты в районе падения в воду. Второй пример: низкая опорная орбита. Ракета-носитель выводит на эту опорную орбиту аппарат, а затем через полчаса - полчаса, Василий! - включается разгонный блок, и нагрузка уходит на другую орбиту. Или как запускали аппарат InSight на Марс: вывод на низкую опорную орбиту с Ванденберга (Калифорния) - далее по ней круто на юг; по орбите он дошёл до Антарктиды - только четверть витка! - и над Антарктикой фьюить - и на гиперболу к Марсу. На низкой опорной орбите аппарат сделал лишь четверть оборота - и всё. Дальше покинул её - только не вниз, как пепелац Маска, а вверх; но с точки зрения покидания орбиты какая разница. Часто на опорной орбите проводят полчаса - сорок минут. Нафига на ней делать полный виток? По ней только доезжают до нужной точки включения двигателя для импульса перевода на другую орбиту. И при этом это несомненная, кондовая, стопроцентная НИЗКАЯ ОПОРНАЯ ОРБИТА. Официально так называемая в документах. Орбита, Василий, вне всяких сомнений. Например, все полезные нагрузки, запускавшиеся ракетой 8К78 "Молния", пролетали по опорной орбите от 2/3 до 3/4 оборота. После чего покидали её, не замкнув полного витка. От этого опорная орбита не переставала быть орбитой). И таких пусков по многу в год - с низкой опорной орбитой, на которой не делается полный виток. Потому что определяется орбита вовсе не полнотой витка - а, повторюсь, орбитальной скоростью: если аппарат движется с орбитальной скоростью, он находится в орбитальном движении, вне всяких сомнений. Вот что означает орбитальный полёт Маска в этом испытании - что пепелац получит орбитальную скорость и движение по орбите. Иначе как орбитальным движением, это назвать никак нельзя. P.S. само понятие "орбита" ввел в 1609 году Иоганн Кеплер, это латинское слово, означающее просто "путь", "колея". В Помпеях есть колеи на мостовой, пробитые колёсами повозок - это и есть орбиты в буквальном смысле этого слова. Но замкнутость орбиты никогда не была её определением. Ибо и параболическая орбита, и гиперболические, по которым тело полностью покидает гравитационное поле планеты - это всё тоже орбиты. Хотя они незамкнуты и не образуют оборота или витка. Гиперболы - пролетные траектории, облеты с огибанием планеты, но они не могут быть замкнутыми, слишком велика на них удельная орбитальная энергия, она положительна. Но это орбиты. Так что из словосочетания "почти орбитальный" слово "почти" и кавычки надо убирать. И вот тут ошибка: "Starship наберет ... близкую к орбитальной скорость. .... Хотя, если посмотреть на профиль полета, возможность завершить виток у прототипа будет." Если прототип может завершить виток, то его скорость орбитальная, а не "близкая к орбитальной".  С уважением к вашим статьям и вашему труду, ваш благодарный читатель. По образованию баллистик в том числе.)
    Asmite
    18.05.2021
    -
    0
    +
    В этом весь и вопрос. Будет ли скорость достаточной, чтобы назвать полёт орбитальным. Есть ли данные по скорости в открытом доступе?
    +
      ещё комментарии
      Николай
      18.05.2021
      -
      0
      +
      А как он доедет до Гавайев почти через весь шарик? Ведь с северо-запада к ним зайдёт, собака. Значит, обогнёт по дороге почти всю земную дыню. Прикинуть длину трассы - тыщ тридцать-то км всяко выйдет. Такая дальность была только у Р-36 орб. Вот это "орб", видимо, и определяет картину. "Суборбитальной техники с такой дальностью человечество ещё не знало..."А орбитальное решение такой дальности - тьфу, протоптанная дорожка. Итого - какое решение вероятнее?
    Василий
    20.05.2021
    -
    0
    +
    Василий, здесь вы ошибаетесь
    Мысль полетела гораздо дальше, чем пальцы успели Сейчас поправлю, как изначально и должно было быть. Конечно де-факто он орбитальный (ибо скорость есть), но из-за неполного витка любители кукарекать будут говорить, что он не орбитальный
Так любопытно когда хрюны обсуждают космос))
    Николай
    17.05.2021
    -
    0
    +
    Влад, на каком космическом предприятии или в какой космической отрасли работали, если не секрет? Какие космические задачи доводилось решать?
    +
      ещё комментарии
      Дмитрий
      19.05.2021
      -
      0
      +
      НИИТП и после ЦНИИМАШ устроит? Интернет мало кому на пользу пошел. Собираются малограмотные (в сабже) люди, и начинают пороть ерунду. Помнится, когда сгорела "Колумбия", все обхохотались от планов спасения экипажа от мамкиных ракетчиков в инете... И сейчас не лучше. И да - бизнес Маска - развод лохов, а не космические исследования/подземные лупы/зеленые гипераккумуляторы. И он этот бизнес освоил в совершенстве.
        Иван
        19.05.2021
        -
        0
        +
        Теперь понятно почему Роскосмос делает Маску глубокий минет. Вот они те люди которые должны двигать российский космос, а вместо этого рассуждают про "развод лохов" Ваше заявление звучало бы сильно на фоне успехов, а без них выглядит дешевыми понтами. Заходите через пару лет когда хотя бы ЭкзоМарс долетит (и надеюсь обойдется без косяков), а сейчас не позорьтесь.
-
0
+
Если бы не тупость и алчность российского начальства, SpaceX могла бы быть совместным предприятием, и все мы сейчас писали бы кипятком от восторга вне зависимости от политических пристрастий... Но тогдашнему Роскосмосу хотелось, чтобы Маск был у него на посылках... Так как напрямую ответить Колупаеву мне не дают (похоже, терпение Колупаева опять кончилось), попробую здесь сказать ему: Вы беззаветно преданы делу защиты начальства... Или оно у вас выработало условный рефлекс его защиты с помощью пищевого подкрепления... Кстати, почему вы называете фантазии эротическими и употребляете слово "пробило"? Это наводит на предположение о каких-то ваших проблемах...
    Иван
    17.05.2021
    -
    0
    +
    Эк, вас на "начальство" пробило. Ну да могли Маску продать ракет подешевле, но не договорились. Есть крохотный шанс, что Маск бы этим удовлетворился и не стал бы заниматься ракетами. Куда вероятнее, что изучив российский опыт Маск сделал бы ракеты еще быстрее. А про "совместное предприятие" речи никогда не было, это лишь ваши эротические фантазии.https://www.bloomberg.com/graphics/2015-elon-musk-spacex/
    +
      ещё комментарии
      Сергей
      18.05.2021
      -
      0
      +
      Кстати, Иван, а почему я не могу Вам ответить в статье об американской гиперзвуковой ракете?
        Лев
        18.05.2021
        -
        0
        +
        И не вы один, и не только Колупаеву, и не только под одной статьей... Это такая фишка на сайте. Не уверен, что вы и эту мою реплику увидите...
        Иван
        18.05.2021
        -
        0
        +
        Это заговор. Я тоже не всегда могу и коменты пропадают. Оповещения о вашем ответе я видел, а вот сам ответ уже не застал. Конечно я догадываюсь, что вы хотели сказать, но мало ли... )) Ну ладно политота всякая, ладно ссылки на другие издания с анусами, но даже невинный комент про капчу удалось запостить лишь со второго раза. Редакция молчит воды в рот набрали. Скорей всего просто не знают что с этим делать или рептилоиды.

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: