Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ЮФУ изучили состав донской пыли
Специалисты Южного федерального университета обнаружили высокое содержание микрочастиц в дорожной пыли Ростовской области. Они считают, что такая пыль может оказывать вредное воздействие на организм человека.
Для бассейна Азовского моря угольная и породная пыль в составе атмосферных осадков, поверхностных вод, донных отложений, почв и дорожной пыли — неотъемлемый компонент. По словам экспертов, это обусловлено тем, что на востоке и северо-востоке моря расположен широко известный и один из старейших угледобывающих бассейнов мира — Донецкий угольный бассейн (Донбасс). Сажа, зола, угольная и породная пыль образуются при добыче, переработке, транспортировке и складировании углей и породных отвалов (терриконов), а также при сжигании угля в промышленности и быту.
Уголь — это осадочная порода, полезное ископаемое, ценнейший вид топлива и сырье промышленности. Многие воспринимают уголь исключительно как топливо. Безусловно, большая часть добываемого ископаемого отправляется на угольные ТЭЦ, но его применяют и в других отраслях. Сегодня выпускается свыше 400 продуктов из обработанного угля в разных сферах деятельности. Переоценить пользу угля для промышленности так же сложно, как и его вред для здоровья человека.
Пыль от угля или же серый налет на полу, мебели, в воздухе не только портит внешний вид, но и наносит вред здоровью человека и экологическому состоянию города в целом. Известно, что в состав входят токсины и тяжелые металлы. Вдыхая такой воздух, люди подвергаются не только раздражению слизистой, аллергии, но и интоксикации, что особенно опасно для детей и людей преклонного возраста.
Ученые кафедры физической географии, экологии и охраны природы Института наук о Земле ЮФУ исследовали гранулометрический состав отобранного материала для выявления процентного содержания микрочастиц размерностью менее 0,002 и 0,01 миллиметров. «Пыль, почвы и донные отложения могут являться индикаторами особенностей распределения частиц разной размерности и уровней содержания в них тяжелых металлов и других микроэлементов. С этой целью мы провели экспедиционные работы в урбанизированных и угольных районах Ростовской области на разных расстояниях от центров сосредоточения угольной промышленности», — рассказал руководитель исследования Юрий Федоров.
Отбор проб придорожной пыли, донных отложений и почв проводился в Ростовской агломерации, а также в северном и северо-восточном направлении от нее, включая центр развития угольной индустрии — город Шахты. Часть экспедиционных работ проводилась от Ростова-на-Дону в направлении Семикаракорска, Цимлянского и Веселовского водохранилищ вне зоны прямого влияния объектов добычи и переработки угля Восточного Донбасса. Пробы пыли отбирались у обочины дорог по пути следования, а почв — на пахотном поле и рисовых чеках.
«Установлено, что содержание суммы фракций, как потенциальных аккумуляторов тяжелых металлов, с размерностью частиц менее 0,01 и 0,002 миллиметров располагаются в отобранных пробах в следующей последовательности: донные отложения, отложения у уреза воды, почва, дорожная пыль. Таким образом, по мере перемещения влекомого ветром и водными потоками материала наблюдается его дифференциация по среднему диаметру частиц в направлении конечного водоема стока», — рассказала аспирантка Виктория Чепурная.
Ученые выяснили, что в состав природных образований входят почвенные частицы, агрегаты глинистых частиц (преимущественно хлорит-иллитового состава), тонко- песчано-алевритовые зерна кварца (около 80 процентов терригенной фракции), кальцит, полевые шпаты, гипс, единичные зерна магнетита и титаномагнетита. Техногенные примеси в пыли были представлены алюмосиликатными микросферами, частицами металлов разной степени корродированности (сталь, латунь, микрошарики магнетита, продукты разрушения оцинкованных металлических покрытий, алюминиевые сплавы и прочее) и углеродными частицами (сажистыми и углистыми).
Гранулометрический и вещественный состав донных отложений, отложений у уреза воды, почв, дорожной пыли являются доминирующими факторами, контролирующими сорбцию тяжелых металлов. «Находящаяся в воздухе во взвешенном состоянии пыль является одним из опасных загрязняющих веществ. Она может оказывать фиброгенное, токсическое, раздражающее, аллергенное, радиоактивное действие. Отметим, что растворенные в воде тяжелые металлы, прежде всего ртуть, являются для экосистемы Дона приоритетными загрязняющими микроэлементами.
Мы полагаем, что по всей видимости, устойчивое повышение концентраций растворенной формы некоторых тяжелых металлов в воде до близких или превышающих ПДК значений, связано не только с техногенным загрязнением, но и с усилением выноса этих элементов, вследствие масштабной распашки почв водосборов рек бассейна Нижнего Дона и пыльных бурь во второй половине XX века», — отметил Юрий Федоров. Результаты исследования, выполненного по гранту РФФИ, опубликованы в научном журнале IOP Conference Series: Earth and Environmental Sciencethis link is disabled.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии