• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
30.03.2023
ТГУ
613

В ТГУ уточнили карту Венеры и обнаружили на ней следы болидов

4.8

Ученые геолого-географического университета ТГУ первыми обнаружили и описали цепочку из 12 следов болидов на поверхности Венеры в регионе Фиби. На основе проведенного картирования территории региона в масштабе 1:500 000 они определили возможную траекторию падения космических тел, размеры и другие особенности образовавшихся следов и сейчас выясняют период и скорость их исчезновения с поверхности планеты.

В ТГУ уточнили карту Венеры и обнаружили на поверхности следы болидов / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Результаты исследований опубликованы в журнале Planetary and Space Science (Q2). Выводы ученых Томского госуниверситета помогут в выборе оптимального места для посадки корабля международной космической миссии «Венера-Д». В публикации сотрудники ГГФ ТГУ объяснили происхождение скопления из 12 пятен в регионе Фиби и дали описательную характеристику каждому пятну и прилегающим территориям. В настоящее время ученые наблюдают за скоростью изменений пятен и формулируют предположения о степени их сохранности с течением времени.

Обнаружение следов болидов стало возможно благодаря геологическому картированию региона Фиби в масштабе 1:500 000. Результаты исследований позволят уточнить геоморфологическую обстановку в регионе Фиби и понять, какие типы поверхности наиболее привлекательны для отбора точных проб грунта в ходе космических миссий на Венеру, ближайшая из которых – международная космическая миссия «Венера-Д».

«Следы имеют разные размеры, но похожую морфологию – темный центр и яркое кольцо, что позволяет отличать их от других геологических объектов поверхности планеты. Мы подсчитали возможную траекторию и угол падения и пришли к выводу, что эти следы образованы в результате серии (цепочки) взрывов отдельных фрагментов в процессе их прохождения сквозь плотную атмосферу Венеры. Эти фрагменты образовались в результате разрыва более крупного (родительского) тела еще до входа на орбиту планеты. То есть это не отдельные случайные падения», — рассказала молодой ученый геолого-географического факультета ТГУ Екатерина Антропова, участница исследовательской группы Томского госуниверситета по изучению Венеры.

Изученный участок со следами болидов / ©Пресс-служба ТГУ

Новые данные, полученные в ходе будущих исследований по съемке поверхности Венеры, позволят проследить тенденцию сохранности следов болидов с течением времени, а также оценить, насколько сильно изменяется их облик под воздействием слабых эрозионных процессов, добавила аспирантка.

С регионом Фиби связана часть диссертационного исследования Екатерины Антроповой. По ее словам, в научной литературе до недавнего времени было не так много данных по этому участку: встречались описания отдельных геологических структур, характеристики вулканических и тектонических процессов, при этом большая часть Венеры была закартирована в меньшем разведывательном масштабе – 1:10 000 000, 1:5 000 000. Ученые ГГФ провели более точное геологическое картирование региона Фиби – в масштабе 1:500 000, и это позволило им обнаружить на поверхности цепочку из 12 пятен протяженностью 2700 км и детально ее исследовать.

Команда ученых / ©Пресс-служба ТГУ

В исследовании и подготовке научной публикации приняли участие профессор кафедры петрографии ГГФ, заведующий лабораторией геохронологии и геодинамики ГГФ Ричард Эрнст (руководитель группы), старший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Хафида Эль Билали, младший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Екатерина Антропова, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Иванов, известный планетолог и ведущий исследователь из Брауновского университета Джим Хэд, выпускник ГГФ ТГУ Карлос Брага.

Надо сказать, что ученые геолого-географического факультета Томского государственного университета изучают поверхность Венеры в составе международной группы по изучению географии, климата, вулканических процессов и по картированию планеты, в которую входит более 30 ученых. На сегодня исследователи ГГФ ТГУ — самая большая международная команда по изучению Венеры.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) — первый российский университет на территории Русской Азии (фактически первый российский университет восточнее берегов Волги), один из 29 национальных исследовательских университетов.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
11 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

Позавчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

16 мая
ИИМК РАН

Ученые Института истории материальной культуры РАН и Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН провели масштабное исследование, в ходе которого были систематизированы данные о погребальном обряде, планиграфии и хронологии некрополей крупнейшего протогородского центра эпохи бронзы Гонур-депе в Юго-Восточном Туркменистане. Полученные результаты подтверждают особую роль Гонур-депе как ключевого административного и ритуального центра одной из самых загадочных древних земледельческих культур Центральной Азии — цивилизации Окса.

11 часов назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

14 мая
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно