Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ТГУ уточнили карту Венеры и обнаружили на ней следы болидов
Ученые геолого-географического университета ТГУ первыми обнаружили и описали цепочку из 12 следов болидов на поверхности Венеры в регионе Фиби. На основе проведенного картирования территории региона в масштабе 1:500 000 они определили возможную траекторию падения космических тел, размеры и другие особенности образовавшихся следов и сейчас выясняют период и скорость их исчезновения с поверхности планеты.
Результаты исследований опубликованы в журнале Planetary and Space Science (Q2). Выводы ученых Томского госуниверситета помогут в выборе оптимального места для посадки корабля международной космической миссии «Венера-Д». В публикации сотрудники ГГФ ТГУ объяснили происхождение скопления из 12 пятен в регионе Фиби и дали описательную характеристику каждому пятну и прилегающим территориям. В настоящее время ученые наблюдают за скоростью изменений пятен и формулируют предположения о степени их сохранности с течением времени.
Обнаружение следов болидов стало возможно благодаря геологическому картированию региона Фиби в масштабе 1:500 000. Результаты исследований позволят уточнить геоморфологическую обстановку в регионе Фиби и понять, какие типы поверхности наиболее привлекательны для отбора точных проб грунта в ходе космических миссий на Венеру, ближайшая из которых – международная космическая миссия «Венера-Д».
«Следы имеют разные размеры, но похожую морфологию – темный центр и яркое кольцо, что позволяет отличать их от других геологических объектов поверхности планеты. Мы подсчитали возможную траекторию и угол падения и пришли к выводу, что эти следы образованы в результате серии (цепочки) взрывов отдельных фрагментов в процессе их прохождения сквозь плотную атмосферу Венеры. Эти фрагменты образовались в результате разрыва более крупного (родительского) тела еще до входа на орбиту планеты. То есть это не отдельные случайные падения», — рассказала молодой ученый геолого-географического факультета ТГУ Екатерина Антропова, участница исследовательской группы Томского госуниверситета по изучению Венеры.
Новые данные, полученные в ходе будущих исследований по съемке поверхности Венеры, позволят проследить тенденцию сохранности следов болидов с течением времени, а также оценить, насколько сильно изменяется их облик под воздействием слабых эрозионных процессов, добавила аспирантка.
С регионом Фиби связана часть диссертационного исследования Екатерины Антроповой. По ее словам, в научной литературе до недавнего времени было не так много данных по этому участку: встречались описания отдельных геологических структур, характеристики вулканических и тектонических процессов, при этом большая часть Венеры была закартирована в меньшем разведывательном масштабе – 1:10 000 000, 1:5 000 000. Ученые ГГФ провели более точное геологическое картирование региона Фиби – в масштабе 1:500 000, и это позволило им обнаружить на поверхности цепочку из 12 пятен протяженностью 2700 км и детально ее исследовать.
В исследовании и подготовке научной публикации приняли участие профессор кафедры петрографии ГГФ, заведующий лабораторией геохронологии и геодинамики ГГФ Ричард Эрнст (руководитель группы), старший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Хафида Эль Билали, младший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Екатерина Антропова, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Иванов, известный планетолог и ведущий исследователь из Брауновского университета Джим Хэд, выпускник ГГФ ТГУ Карлос Брага.
Надо сказать, что ученые геолого-географического факультета Томского государственного университета изучают поверхность Венеры в составе международной группы по изучению географии, климата, вулканических процессов и по картированию планеты, в которую входит более 30 ученых. На сегодня исследователи ГГФ ТГУ — самая большая международная команда по изучению Венеры.
Кража лошадей была серьезной проблемой для крестьянских хозяйств в Российской империи. Особенности этого явления, включающие жестокие уголовные наказания, крестьянский самосуд и межэтнические конфликты, выявили в ходе исследования юридических источников историки из МФТИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии