30.03.2023
ТГУ

В ТГУ уточнили карту Венеры и обнаружили на ней следы болидов

4.8

Ученые геолого-географического университета ТГУ первыми обнаружили и описали цепочку из 12 следов болидов на поверхности Венеры в регионе Фиби. На основе проведенного картирования территории региона в масштабе 1:500 000 они определили возможную траекторию падения космических тел, размеры и другие особенности образовавшихся следов и сейчас выясняют период и скорость их исчезновения с поверхности планеты.

В ТГУ уточнили карту Венеры и обнаружили на поверхности следы болидов / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

Результаты исследований опубликованы в журнале Planetary and Space Science (Q2). Выводы ученых Томского госуниверситета помогут в выборе оптимального места для посадки корабля международной космической миссии «Венера-Д». В публикации сотрудники ГГФ ТГУ объяснили происхождение скопления из 12 пятен в регионе Фиби и дали описательную характеристику каждому пятну и прилегающим территориям. В настоящее время ученые наблюдают за скоростью изменений пятен и формулируют предположения о степени их сохранности с течением времени.

Обнаружение следов болидов стало возможно благодаря геологическому картированию региона Фиби в масштабе 1:500 000. Результаты исследований позволят уточнить геоморфологическую обстановку в регионе Фиби и понять, какие типы поверхности наиболее привлекательны для отбора точных проб грунта в ходе космических миссий на Венеру, ближайшая из которых – международная космическая миссия «Венера-Д».

«Следы имеют разные размеры, но похожую морфологию – темный центр и яркое кольцо, что позволяет отличать их от других геологических объектов поверхности планеты. Мы подсчитали возможную траекторию и угол падения и пришли к выводу, что эти следы образованы в результате серии (цепочки) взрывов отдельных фрагментов в процессе их прохождения сквозь плотную атмосферу Венеры. Эти фрагменты образовались в результате разрыва более крупного (родительского) тела еще до входа на орбиту планеты. То есть это не отдельные случайные падения», — рассказала молодой ученый геолого-географического факультета ТГУ Екатерина Антропова, участница исследовательской группы Томского госуниверситета по изучению Венеры.

Изученный участок со следами болидов / ©Пресс-служба ТГУ

Новые данные, полученные в ходе будущих исследований по съемке поверхности Венеры, позволят проследить тенденцию сохранности следов болидов с течением времени, а также оценить, насколько сильно изменяется их облик под воздействием слабых эрозионных процессов, добавила аспирантка.

С регионом Фиби связана часть диссертационного исследования Екатерины Антроповой. По ее словам, в научной литературе до недавнего времени было не так много данных по этому участку: встречались описания отдельных геологических структур, характеристики вулканических и тектонических процессов, при этом большая часть Венеры была закартирована в меньшем разведывательном масштабе – 1:10 000 000, 1:5 000 000. Ученые ГГФ провели более точное геологическое картирование региона Фиби – в масштабе 1:500 000, и это позволило им обнаружить на поверхности цепочку из 12 пятен протяженностью 2700 км и детально ее исследовать.

Команда ученых / ©Пресс-служба ТГУ

В исследовании и подготовке научной публикации приняли участие профессор кафедры петрографии ГГФ, заведующий лабораторией геохронологии и геодинамики ГГФ Ричард Эрнст (руководитель группы), старший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Хафида Эль Билали, младший научный сотрудник лаборатории геохронологии и геодинамики ГГФ Екатерина Антропова, доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института динамики геосфер РАН Борис Иванов, известный планетолог и ведущий исследователь из Брауновского университета Джим Хэд, выпускник ГГФ ТГУ Карлос Брага.

Надо сказать, что ученые геолого-географического факультета Томского государственного университета изучают поверхность Венеры в составе международной группы по изучению географии, климата, вулканических процессов и по картированию планеты, в которую входит более 30 ученых. На сегодня исследователи ГГФ ТГУ — самая большая международная команда по изучению Венеры.