Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Сколтехе узнали, как полимеры помогут архитекторам реализовать причудливые проекты
Архитектура свободной формы — новаторское направление, представители которого создают уникальные конструкции с нетривиальной геометрией. Зачастую это здания музеев и отелей, стадионы, выставочные павильоны или университеты, например, Сколтех. На сегодняшний день основной материал для возведения всех этих впечатляющих конструкций с куполами, сводами, арками и причудливыми фасадами — железобетон. Но есть и многообещающая альтернатива — армированные угле- или стекловолокном полимеры. Хотя их производство стоит дороже, они дешевле в обслуживании, поскольку не ржавеют и не нуждаются в покраске. А их легкость и прочность открывают возможности для реализации смелых архитектурных замыслов. Например, можно будет перекрывать большие пролеты без промежуточных опор. Чтобы раскрыть потенциал этих инновационных материалов, необходимо обновить инструментарий для проектирования и моделирования конструкций, так как существующие решения приспособлены к традиционным материалам, в частности к железобетону и стали. Один из аспектов этой задачи решает научный коллектив Лаборатории композитных материалов и структур Центра технологий материалов Сколтеха под руководством доцента Александра Сафонова.
Исследование опубликовано в журнале Composite Structures в соавторстве с коллегой из Гранадского университета. «Казалось бы, почему просто не применить все, что мы делаем с железобетоном, к полимерным композитам, но тогда получится механическое копирование без учета уникальной природы материала и его специфического потенциала, — прокомментировала исследование его первый автор, аспирант Сколтеха Анастасия Москалева. — Так что в этом исследовании мы добросовестно проходим с нуля весь путь от проектирования до изготовления отдельно взятого конструкционного элемента с той позиции, что мы имеем дело не с железобетоном». Сам элемент имел форму изогнутой поверхности и был изготовлен в миниатюре.
Конструкция называется безмоментной оболочкой. Под техническим термином подразумевается поверхность, которая визуально имеет простую форму и встречается в архитектуре в роли куполов и сводов. Исследователи прошли полный цикл, спроектировав конструкцию, изготовив лабораторный образец размером 30 на 30 сантиметров и испытав его прочность под нагрузкой в ходе эксперимента. Также было выполнено математическое моделирование механических свойств оболочки.

Акцент в исследовании был сделан на этапе проектирования. Проверенного метода для проектирования композитных конструкций такого рода нет — исследователи воспользовались так называемым методом плотности сил, который подходит для безмоментных оболочек из бетона, дерева и стали, но к конструкциям из полимерного композита прежде не применялся.
«Этот метод был строго математически описан сравнительно недавно, но в основе его — эксперименты вроде тех, которыми занимался Гауди. Он приходил к оптимальной форме путем подвешивания моделей: узнав, как именно конструкция прогибалась под собственным весом, архитектор затем использовал обратную форму. Образно говоря, проектировщиком выступает гравитация: форма следует за силой, — рассказала Москалева. — По сути, мы поставили условие: нужна конструкция, которая будет стоять на четырех опорах и наиболее эффективно выдерживать собственный вес, и метод привел нас к этой форме».
На следующем этапе ученые воплотили полученную форму в виде небольшого образца. Для его изготовления использовался метод вакуумной инфузии: углеволоконная ткань выкладывается слоями поверх временного каркаса и герметизируется при помощи вакуумного пакета, в который подается эпоксидная смола. В условиях вакуума смола пропитывает ткань и примерно за сутки застывает — образец готов к испытаниям.

«Но сначала мы выполнили численное моделирование, чтобы предсказать механические свойства конструкции: как она поведет себя под нагрузкой, — добавила Москалева. — Когда провели эксперимент, его результаты довольно хорошо сошлись с предсказаниями модели, а значит, ее можно использовать в будущем для подобных конструкций. Сам по себе эксперимент состоял в том, что мы нагружали модель по центру сверху до потери устойчивости».
Таким образом, в исследовании заложена основа для проектирования и моделирования частей конструкций в виде изогнутых поверхностей, а конкретно оболочек двойной кривизны, изготовленных из полимерных композитов. В перспективе они могут войти в инструментарий архитектуры свободной формы. Как объясняют авторы исследования, за счет своей геометрии такие оболочки уже выдерживают механическую нагрузку эффективнее, чем, скажем, плоская железобетонная плита. Но если при этом еще и использовать по максимуму свойства самих полимерных композитов, это принципиально расширит возможности архитектурного выражения. Более того, за счет меньших издержек на обслуживание и более высоких характеристик композиты могут в определенных условиях оказаться выгоднее традиционных строительных материалов.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
Развитие городского транспорта со временем упирается в пределы наземной инфраструктуры. Рост трафика, дефицит территории и высокая стоимость строительства традиционных магистралей стимулируют поиск альтернативных решений, таких как транспортно-инфраструктурный комплекс uST, не требующий значительного землеотвода под застройку. Белорусские инженеры подробно исследовали возможности применения технологии uST в городской среде.
Во Франции достраивают международный термоядерный реактор ИТЭР, в проекте которого Россия выступила и инициатором, и поставщиком ключевых компонентов: например, таких, как сверхпроводники, позволяющие магнитам токамака удерживать плазму при температуре до полутора сотен миллионов градусов. Но одновременно с этим проектом в нашей стране работают над национальным проектом токамака с реакторными технологиями (ТРТ), строительство которого начинается во второй половине 2020-х годов. Что будет отличать его от ИТЭР и других реакторов-предшественников — в инфографике Naked Science.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
