Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В СФУ изучили феномен культурного колониализма в отношении мировых произведений искусства
Группа ученых из Сибирского федерального и Эдинбургского университетов, изучив популярный агрегатор оцифрованных произведений мирового искусства Google Art Project, обнаружила значительное преобладание произведений, представленных рядом стран – США, Великобританией, Голландией, Италией и Южной Кореей. Столичное искусство, в частности искусство центральных регионов России и Франции, в свою очередь, представлено шире, чем произведения, которые хранятся в региональных музеях и библиотека, и предпочтение отдается произведениям XX века, а не старинным памятникам. Эксперты призвали кураторов мировых платформ в области искусства публиковать отчеты о географическом распределении произведений, представленных платформами и музейными цифровыми коллекциями, чтобы не создавать ложного впечатления о том, что эти коллекции включают в равной мере все культуры.
В феврале 2011 года компания Google запустила проект Google Art Project, ныне известный как Google Arts and Culture (GA&C). Это интернет-платформа, предоставляющая доступ к изображениям произведений искусства с высоким разрешением, которая в настоящее время содержит более шести миллионов изображений произведений искусства со всего мира. Главной заявленной целью агрегатора было сделать культуру более доступной. GA&C пережила резкий рост в последние годы и на сегодняшний день включает в себя произведения искусства почти всех стран из списка членов ООН.
«О том, как представлять зрителю разнообразие культур и преодолеть колониализм физического музея, специалисты-музеологи всерьез задумались в 1990-е годы. Речь шла об окончании периода исторического колониализма и о создании мультикультурных музейных коллекций. И хотя некоторые специалисты утверждают, что Google Arts and Culture, а также другие цифровые коллекции крупных музеев ознаменовали собой новую эру доступного искусства, проблема отсутствия баланса в репрезентации культурного наследия остается по-прежнему важной. Мы видим, что многие культуры слабо представлены на площадке или даже маргинализированы, а ведь до 2018 года этот сайт посетило более 50 миллионов», – отметила соавтор исследования, старший научный сотрудник лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Инна Кижнер.
Сложность процессов агрегирования усугубляется непрозрачной политикой до-цифрового отбора в галереях, музеях, архивах и библиотеках. Этот процесс осложняется сложностями физического доступа к произведениям искусства многих культур, техническими сложностями в процессе оцифровки, хрупкостью коллекций, субъективностью кураторского отбора при публикации произведений онлайн и многими другими обстоятельствами.
Авторы статьи подчеркнули, что культурное наследие России и Франции на GA&C презентуется в основном современным искусством и фотографией XIX-XX веков. Работы прошлого века составляют почти 60 процента российской коллекции, а объекты, созданные до XII века, представлены менее чем одним процентом всех изображений. Отчасти это связано с тем, что распространение знаний о музейных коллекций все еще не является приоритетным направлением в российских музеях. Однако региональные музеи и библиотеки слабо представлены платформой не только в контексте российских, но и в контексте французских произведений культуры.
Агрегатором представлены преимущественно музейные коллекции Парижа и столичного региона Иль-де-Франс. Они освещаются гораздо шире, чем произведения провинциальных музеев. По мнению ученых, культурный колониализм, присущий платформе Google Art Project, является одним из проявлений перекоса, свойственного любому большому набору цифровых данных в области культурного наследия. Данных, представляющих какое-то культурное явление (например, европейскую живопись в западных музейных коллекциях), всегда будет больше по разным причинам. Однако в эпоху использования больших наборов данных для обнаружения закономерностей, свойственных развитию человеческой культуры, необходимо понимание того, что мы можем получить в результате анализа больших датасетов цифровых коллекций.
«Знание ограничений цифровых коллекций и развитие возможностей преодоления ограничений необходимо, поскольку обучение нейросетей, набирающих влияние в XXI веке, невозможно без широкого пула данных, в котором будет представлено культурное наследие большинства стран мира. Если этого не произойдет, цифровые данные, которыми пользуются для исследований культуры и генерации произведений искусства, будут преуменьшать все разнообразие человеческой культуры, сводя его к ограниченному набору явлений и типов», — резюмировал научный руководитель лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Максим Румянцев.
За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».
Ученые заново просмотрели старые записи о наблюдениях с помощью телескопа «Большое Ухо», который поймал знаменитый радиосигнал Wow!, и обнаружили данные о еще двух похожих событиях. Астрономы пришли к выводу, что это не могли быть обыкновенные земные радиопомехи и во всех трех случаях источник действительно располагался в глубоком космосе.
К любопытным выводам привели наблюдения японских ученых за пестролицыми буревестниками. Оказалось, эти птицы испражняются в основном на лету, намеренно избегая такой возможности на поверхности воды. Очевидно, предположили исследователи, это облегчает движения в воздухе взрослым особям с добычей во рту.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
Изображение блазара PKS 1424+240, полученное с помощью радиоинтерферометра VLBA, напомнило астрономам легендарное «Око Саурона» из «Властелина колец» — джет, пронизывающий кольцеобразное магнитное поле объекта, устремлен к нашей планете, а сам блазар может оказаться одним из наиболее ярких источников нейтрино в космосе.
За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии