Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В СФУ изучили феномен культурного колониализма в отношении мировых произведений искусства
Группа ученых из Сибирского федерального и Эдинбургского университетов, изучив популярный агрегатор оцифрованных произведений мирового искусства Google Art Project, обнаружила значительное преобладание произведений, представленных рядом стран – США, Великобританией, Голландией, Италией и Южной Кореей. Столичное искусство, в частности искусство центральных регионов России и Франции, в свою очередь, представлено шире, чем произведения, которые хранятся в региональных музеях и библиотека, и предпочтение отдается произведениям XX века, а не старинным памятникам. Эксперты призвали кураторов мировых платформ в области искусства публиковать отчеты о географическом распределении произведений, представленных платформами и музейными цифровыми коллекциями, чтобы не создавать ложного впечатления о том, что эти коллекции включают в равной мере все культуры.
В феврале 2011 года компания Google запустила проект Google Art Project, ныне известный как Google Arts and Culture (GA&C). Это интернет-платформа, предоставляющая доступ к изображениям произведений искусства с высоким разрешением, которая в настоящее время содержит более шести миллионов изображений произведений искусства со всего мира. Главной заявленной целью агрегатора было сделать культуру более доступной. GA&C пережила резкий рост в последние годы и на сегодняшний день включает в себя произведения искусства почти всех стран из списка членов ООН.
«О том, как представлять зрителю разнообразие культур и преодолеть колониализм физического музея, специалисты-музеологи всерьез задумались в 1990-е годы. Речь шла об окончании периода исторического колониализма и о создании мультикультурных музейных коллекций. И хотя некоторые специалисты утверждают, что Google Arts and Culture, а также другие цифровые коллекции крупных музеев ознаменовали собой новую эру доступного искусства, проблема отсутствия баланса в репрезентации культурного наследия остается по-прежнему важной. Мы видим, что многие культуры слабо представлены на площадке или даже маргинализированы, а ведь до 2018 года этот сайт посетило более 50 миллионов», – отметила соавтор исследования, старший научный сотрудник лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Инна Кижнер.
Сложность процессов агрегирования усугубляется непрозрачной политикой до-цифрового отбора в галереях, музеях, архивах и библиотеках. Этот процесс осложняется сложностями физического доступа к произведениям искусства многих культур, техническими сложностями в процессе оцифровки, хрупкостью коллекций, субъективностью кураторского отбора при публикации произведений онлайн и многими другими обстоятельствами.
Авторы статьи подчеркнули, что культурное наследие России и Франции на GA&C презентуется в основном современным искусством и фотографией XIX-XX веков. Работы прошлого века составляют почти 60 процента российской коллекции, а объекты, созданные до XII века, представлены менее чем одним процентом всех изображений. Отчасти это связано с тем, что распространение знаний о музейных коллекций все еще не является приоритетным направлением в российских музеях. Однако региональные музеи и библиотеки слабо представлены платформой не только в контексте российских, но и в контексте французских произведений культуры.
Агрегатором представлены преимущественно музейные коллекции Парижа и столичного региона Иль-де-Франс. Они освещаются гораздо шире, чем произведения провинциальных музеев. По мнению ученых, культурный колониализм, присущий платформе Google Art Project, является одним из проявлений перекоса, свойственного любому большому набору цифровых данных в области культурного наследия. Данных, представляющих какое-то культурное явление (например, европейскую живопись в западных музейных коллекциях), всегда будет больше по разным причинам. Однако в эпоху использования больших наборов данных для обнаружения закономерностей, свойственных развитию человеческой культуры, необходимо понимание того, что мы можем получить в результате анализа больших датасетов цифровых коллекций.
«Знание ограничений цифровых коллекций и развитие возможностей преодоления ограничений необходимо, поскольку обучение нейросетей, набирающих влияние в XXI веке, невозможно без широкого пула данных, в котором будет представлено культурное наследие большинства стран мира. Если этого не произойдет, цифровые данные, которыми пользуются для исследований культуры и генерации произведений искусства, будут преуменьшать все разнообразие человеческой культуры, сводя его к ограниченному набору явлений и типов», — резюмировал научный руководитель лаборатории Digital Humanities Гуманитарного института СФУ Максим Румянцев.
Слонам свойственны развитая мимика, умение сотрудничать и помогать друг другу, а также хорошая память. Ученые из Германии и Франции обнаружили, что эти животные способны узнать сотрудников зоопарка, которые работали с ними больше 10 лет назад.
Ранее семь разных компаний заявили, что смогут забрать с Красной планеты капсулы с образцами, собранными марсоходом Perseverance. Теперь в этом соревновании неожиданно появился новый сильный игрок.
Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.
Международная исследовательская группа совместно с биологами из Университета Мэриленда (США) обнаружила у геккона токи (Gekko gecko) способность воспринимать низкочастотные вибрации с помощью саккула — органа во внутреннем ухе, который, как считалось ранее, отвечает исключительно за равновесие и ориентацию в пространстве.
Внимание тесно связано с воспоминаниями: мы фокусируемся на том, что как-то связано с информацией из долговременной памяти. Однако, как выяснили ученые из Канады и США, эта связь сложнее, чем принято было считать, и иногда не помогает, а мешает сконцентрироваться.
Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.
Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.
Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.
Ученые из Китая и Великобритании обнаружили, что мозг собаки синхронизируется с человеческим во время общения. При этом на зрительный контакт и поглаживание животные реагируют по-разному, а нетипичная мозговая активность может сигнализировать о психических заболеваниях.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии