28 июня
Университет Лобачевского

В России стартовали доклинические исследования нового поколения лекарств для лечения артрита

4.7

Ученые научного центра радиологии и хирургических технологий имени А. М. Гранова, Университета ИТМО, Политехнического университета имени Петра Великого (Санкт-Петербург) и Университета Лобачевского (Нижний Новгород) начали доклинические испытания разработанной ими системы радиомаркировки микроносителей радиофармпрепаратов для лечения артритов.

Ревматоидный артрит кистей рук / ©Getty images

Радиофармпрепараты с β-излучающими радиоизотопами показали хорошие результаты в лечении артритов: локальное облучение купирует воспаление в суставе. При этом применение чистых радионуклидов чревато серьезными побочными последствиями. Радиоизотоп 188Re, вводимый в коленный сустав, высвобождается из места инъекции, циркулирует в организме и распределяется в нецелевых органах.

Ученые из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода разработали полимерные микроносители MPs с высокой биосовместимостью, которые практически на 100 процентов загружаются терапевтическим радионуклидом 188Re и демонстрируют хорошую радиохимическую стабильность.

Схема эксперимента: получение полимерных микрочастиц с радионуклидом, моделирование артрита на крысах и введение радиофармпрепарата в воспаленный сустав / ©Пресс-служба ННГУ

Также российские ученые предложили технологию автоматизированного синтеза радифармпрепаратов с клинически значимыми уровнями радиоактивности. Это минимизирует участие человека в небезопасном процессе радиосинтеза, открывает дорогу крупномасштабному производству радиоактивно меченых частиц, их широкому внедрению в клиническую практику.

«Исследования на крысах показали, что радионуклид 188Re на разработанном носителе хорошо накапливается в коленном суставе, значительно снижает отек и воспаление. При этом на здоровые органы и ткани не оказывается радиационного воздействия», — сообщила заведующая лабораторией молекулярно-генетических исследований ННГУ имени Н. И. Лобачевского Дарья Кузнецова.

Процесс получения микрочастиц с радионуклидом / ©Пресс-служба ННГУ

По словам ученых, исследование — важный шаг к внедрению разработанной автоматизированной процедуры маркировки для реального применения радиосиновэктомии с 188Re в клиниках. «Для радиоактивного мечения векторов-мишеней сейчас доступны только коммерческие устройства, что крайне ограничивает клинические испытания с использованием носителей, меченных 188Re, и их применение в лечении артритов», — сообщила Дарья Кузнецова. Добавим, что результатами исследований российские ученые поделились в рецензируемом научном журнале Applied Materials Today издательства Elsevier.