7 сентября
УрФУ

Ученые обнаружили три новых вида лишайников

4.5

Международный коллектив биологов обнаружил и описал три новых для науки вида лишайников из Пакистана. По словам ученых, находя территории, где сохраняется высокая степень биоразнообразия, исследуя характерные признаки видов и определяя маршрут распространения их по планете, они получают возможность определить, как геологические и климатические изменения в течение времени влияли на растительность и флору планеты.

Образцы лишайников хранят с камнями в бумажных пакетах / ©Пресс-служба УрФУ

Описание новых видов опубликовано в журнале Mycological Progress. «Найденные виды относятся к одному роду Lobothallia, и мы можем сравнивать их между собой. Новые лишайники по совокупности морфологических и анатомических признаков являются древними в пределах своего семейства. Сопоставляя их характеристики с данными о видах эволюционно более молодых, мы можем определить территории, сохранявшие биологическое разнообразие в течение продолжительных периодов глобального оледенения.

Такие территории называются рефугиумами — они не претерпевают серьезных климатических и геологических изменений, и именно оттуда растения и животные расселяются после неблагоприятных периодов. Если в ходе дальнейших исследований новые виды будут также обнаружены в других частях планеты, то мы сможем определить, существовали ли геологические мосты, которые позволяли лишайникам переселяться с Востока на Запад и наоборот после ледниковых периодов», — объясняет доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии УрФУ Александр Пауков.

Александр Пауков в лаборатории / ©Пресс-служба УрФУ

Изучение новых видов лишайников полезно не только для исследования прошлого нашей планеты, но и для заботы о ее будущем. Наличие большого разнообразия этих форм жизни является эффективным показателем при оценке состояния различных экосистем. Знание экологических особенностей местности, где растут лишайники, позволяет сохранять их от истребления, тем самым сохраняя высокое биоразнообразие в природе.

«Лишайники — это природные индикаторы загрязнения окружающей среды, они не способны существовать на загрязненных территориях. Оценивая разнообразие и живучесть лишайников в конкретных территориях, мы можем прогнозировать состояние экосистем и предлагать меры для их сохранения», — добавляет Александр Пауков.

Лишайники исследуют с помощью микроскопа / ©Пресс-служба УрФУ

Как отмечает ученый, территория распространения лишайников между Европой и Восточной Азией слабо изучена. Сейчас исследователи изучают флору стран Юго-Западной Азии. Напомним, что ранее биологи УрФУ выявили новое свойство лишайников — способность адаптироваться к некоторым неблагоприятным условиям среды обитания.

Лишайники — это сложные формы жизни, симбиоз гриба и простых водорослей. Они могут образовывать первичную почву в бесплодных землях, а также живут на камнях и каменных постройках, древесной коре, песке пустыни, костях животных. Их высокие индикационные свойства широко используются при картографировании зон загрязнения и для биологической индикации местности.