Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением
25.07.2019
9 минут
ФизТех
7

Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением

3.9

Российские ученые из Московского физико-технического института, Объединенного института высоких температур РАН и Высшей школы экономики рассчитали на суперкомпьютерах в обход дорогостоящих экспериментов вязкость распространенного смазочного вещества под давлением до 10 тысяч атмосфер.

Ученые из МФТИ смоделировали поведение смазки под давлением / ©www.altai-eparhia.ru

Это соединение — 2,2,4-триметилгексан — представляет собой жидкий углеводород и используется, помимо смазки, как топливная добавка и электроизолятор. Результаты моделирования приводятся в статье в журнале Fluid Phase Equilibria. Еще до публикации исследование заняло второе местона X Конкурсе по моделированию свойств промышленных жидкостей в США.

Конкурс проводится раз в один-два года Американским институтом инженеров-химиков и Американским химическим обществом при участии крупнейших компаний отрасли. Участникам предлагается теоретически предсказать некоторое свойство промышленно значимого, но малоизученного вещества. В этот раз нужно было спрогнозировать, как меняется вязкость эталонной смазки (2,2,4-триметилгексана) при росте давления от нормального атмосферного до 10 тысяч атмосфер и постоянной температуре 20 градусов Цельсия.

Организаторы проводят эксперимент и объявляют победителями тех, чьи предсказания окажутся ближе к реальности. Десятый конкурс завершился в ноябре. В нем участвовали семь команд, в том числе из Национального института стандартов и технологий США, Шанхайского университета Цзяотун и Имперского колледжа Лондона. Россию представляла команда ученых из МФТИ, ОИВТ РАН и ВШЭ.

По центру — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Слева — Марко Гальвани Куна из команды победителей, Университет Джонса Хопкинса, США. Справа — научный сотрудник Московского физико-технического института Николай Кондратюк, который занял второе место в паре с доцентом МФТИ Василием Писаревым / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса
По центру — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Слева — Марко Гальвани Куна из команды победителей, Университет Джонса Хопкинса, США. Справа — научный сотрудник Московского физико-технического института Николай Кондратюк, который занял второе место в паре с доцентом МФТИ Василием Писаревым / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса

«Все команды предсказывали вязкость вслепую, то есть без опоры на данные эксперимента, — рассказывает первый автор исследования Николай Кондратюк, научный сотрудник лаборатории суперкомпьютерных методов в физике конденсированного состояния МФТИ.

— На ежегодном съезде инженеров-химиков в Питтсбурге один из организаторов конкурса Скотт Бейр раскрыл результаты своего эксперимента, и оказалось, что в точности предсказаний мы с Василием Писаревым уступили только команде из Университета Джонса Хопкинса».

Российский коллектив предсказал значения вязкости при давлении до пяти тысяч атмосфер, которые сошлись с экспериментальными измерениями в пределах погрешности последних (3%). При дальнейшем увеличении давления ошибка модели постепенно растет. Компьютерное моделирование промышленных жидкостей — важная альтернатива экспериментам.

Немногие лаборатории в мире могут позволить себе реальные измерения при давлении до 10 тысяч атмосфер. Между тем такие значения достигаются, например, в подшипниках (рисунок 1) и зубчатых передачах паровых турбин и двигателей самолетов. Поэтому индустрии нужны данные о том, как технические жидкости ведут себя в таких условиях.

Рисунок 1. Пока не превышена критически высокая вязкость, смазка предотвращает прямой контакт металлических деталей и износ. Поскольку в мощных современных турбинах и двигателях могут достигаться давления в тысячи атмосфер, инженерам нужно понимать, как ведут себя молекулы смазки в таких экстремальных условиях / ©Пресс-служба МФТИ / @tsarcyanide
Рисунок 1. Пока не превышена критически высокая вязкость, смазка предотвращает прямой контакт металлических деталей и износ. Поскольку в мощных современных турбинах и двигателях могут достигаться давления в тысячи атмосфер, инженерам нужно понимать, как ведут себя молекулы смазки в таких экстремальных условиях / ©Пресс-служба МФТИ / @tsarcyanide

«Компании стремятся получать быстрые результаты, перебирая варианты веществ не в лаборатории, а в компьютерных симуляциях, — поясняет Кондратюк. — Это особенно важно при дизайне смазок, когда перебирают сотни комбинаций разных смазочных веществ. Производителям выгоднее не держать большой штат ученых, а собирать данные об успешности разных моделей в рамках таких конкурсов и использовать их в расчетах».

Ресурсов даже суперкомпьютера хватает, чтобы смоделировать поведение молекул вещества только на коротких промежутках времени — порядка микросекунды. Чтобы получить результаты, сопоставимые с реальным экспериментом, нужно провести экстраполяцию, то есть распространить предсказание модели на более широкий диапазон данных. Это можно делать двумя разными способами.

Слева — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Справа — Николай Кондратюк, призер конкурса, научный сотрудник Московского физико-технического института / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса
Слева — Скотт Бейр, организатор X Конкурса по моделированию свойств промышленных жидкостей. Справа — Николай Кондратюк, призер конкурса, научный сотрудник Московского физико-технического института / ©Пресс-служба МФТИ, изображение взято с сайта конкурса

«Сначала мы экстраполировали результаты неравновесного метода, как и другие команды, — добавил Кондратюк. — Но потом проверили равновесный метод, и оказалось, что он работает во всем диапазоне давлений. В итоге мы использовали именно его». Помимо пользы для производства, проверка моделей представляет интерес для фундаментальной науки. Таким образом уточняется понимание устройства вещества и физики взаимодействия составляющих его частиц.

Российский коллектив выполнил вычисления в рамках модели межатомного взаимодействия COMPASS из одной тысячи молекул на суперкомпьютерах ОИВТ РАН «Десмос» и «Фишер», приобретенных в рамках гранта Российского научного фонда.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
ФизТех
145 статей
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), известен также как Физтех — ведущий российский вуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладной физики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе Долгопрудном Московской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.
Вчера, 15:32
4 минуты
Полина Гершберг

Периваскулярная жировая ткань вокруг сосудов не только накапливает липиды, но и непосредственно влияет на релаксацию сосудистых тканей.

Вчера, 15:32
17 минут
Александр Березин

На борту круизного лайнера Diamond Princess в феврале 2020 года случился настоящий разгул эпидемии Covid-19. Судно поместили на карантин, во время которого по идее пассажиры должны были отсиживаться по каютам. Несмотря на это, каждый шестой там заболел. За пределами Китая нигде больше нет такого числа заразившихся — ни в одной стране. Стали говорить, что этот корабль — прообраз будущей эпидемии коронавируса по всей планете. Мол, раз тут карантин не помог, значит, не сдержит болезнь и в мировом масштабе. На самом деле, задолго до коронавируса путешествия на круизных лайнерах стали называть «плаванием к болезни». Предположительно роскошное времяпрепровождение часто оборачивалось инфекцией и до коронавируса. Не приходится удивляться, что новому вирусу пришлись по вкусу именно круизные лайнеры. Почему так — рассказываем ниже.

Вчера, 12:20
4 минуты
НИТУ «МИСиС»

Коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» провел комплексную оценку влияния нано- и микродобавок алюминия, бора, цинка, никеля, меди и молибдена на скорость горения твердого топлива, содержащего алюминиевые порошки. Эксперимент показал, что наиболее эффективными добавками являются наночастицы меди. Добавление ее в топливо позволит увеличить скорость ракет в пять раз.

17 февраля
5 минут
Мария Азарова

По мнению исследователей, мидии погибли вследствие «теплового стресса», вызванного повышением температуры океана.

18 февраля
8 минут
Полина Гершберг

Один из наиболее полезных режимов питания оказался хорош с неожиданной стороны: выяснилось, что он способствует развитию кишечных бактерий, связанных с улучшением качества жизни пожилых людей.

19 февраля
4 минуты
Сергей Васильев

В галактике Маркарян 231, расположенной в полумиллиарде световых лет от нас, нашли облака молекулярного кислорода — впервые где-либо вне Млечного Пути.

11 февраля
4 минуты
Сергей Васильев

Экспериментальные данные указали на виды физических нагрузок, которые стимулируют нейропластичность мозга.

28 января
25 минут
Александр Березин

Недавняя научная работа предрекла серьезную эпидемию коронавируса 2019-nCoV. Согласно ей, 95% зараженных еще не зарегистрированы властями, а значит, через пару недель в одной Ухани будут сотни тысяч заболевших. При наблюдаемой смертности от вируса в 2,36% — это многие тысячи погибших. На самом деле, новая работа скорее «ловит хайп» или, если угодно, пытается держать мир настороже, чем описывает реальную эпидемию. Последние данные по заразности коронавируса показывают: он действительно неблестяще передается от человека к человеку. Для эпидемии в Китае этого достаточно, но большое число жертв за пределами этой страны маловероятно. Выясняем почему.

28 января
3 минуты
Полина Гершберг

Ученые создали информационную панель, показывающую распространение китайского коронавируса по миру в режиме реального времени. Данные вносятся из подтвержденных источников — это поможет бороться с дезинформацией.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: