Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Пермские ученые узнали, как сделать сталь надежнее
Ученые Пермского Политеха предложили эффективный способ улучшения макроструктуры мартенситно-стареющих сталей с помощью гибридной наплавки и дополнительной термической обработки. Технология улучшает однородность, плотность, пластичность и прочность материала, что повышает качество и долговечность изделий.
Статья с результатами опубликована в журнале «Металловедение и термическая обработка». Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда.
В аэрокосмической, судостроительной и военной промышленности для создания крепких, долговечных изделий применяют мартенситно-стареющие стали. Это высокопрочный материал, сохраняющий свою пластичность и вязкость даже при экстремально низких температурах. Синтез различных сталей в России все чаще производят с помощью технологий 3D-печати — послойного накладывания слоев металла друг на друга. Однако при таком способе наплавки структура стали часто получается неоднородной. В ней остаются крупные разнородные кристаллы, возникают пустоты и трещины, которые негативно сказываются на эксплуатационных свойствах и сроке службы будущих деталей.
Решением такой проблемы стало применение гибридной обработки, при которой каждый наносимый слой подвергается дополнительному деформационному упрочнению – механическому воздействию, за счет которого материал уплотняется, а его структура измельчается. Технология уже зарекомендовала себя в наплавке алюминиевых, титановых и никелевых сплавов.
Однако для синтеза мартенситно-стареющих сталей такого способа повышения однородности недостаточно. Это высокопрочный материал на основе железа, содержащий различные легирующие элементы. И даже после гибридной наплавки структура такой стали остается неоднородной, в ней присутствуют крупные разнородные кристаллы, влияющие на эксплуатационные характеристики.
Для улучшения макроструктуры мартенситно-стареющей стали ученые Пермского Политеха разработали комплексный метод, который кроме аддитивной наплавки металла и деформационного упрочнения сочетает также дополнительную термическую обработку получаемого сплава – закалку при высоких температурах и последующее охлаждение.
— У мартенситно-стареющей стали есть особенность — ее можно значительно улучшить с помощью термообработки. Ее закаливание (нагрев при высоких температурах и резкое охлаждение) вызывает образование микроскопических упрочняющих частиц, делающих сталь прочнее, но сохраняющих ее гибкость. Далее при старении, когда сталь «доформировывает свою структуру» при умеренном нагреве (500°C), эти частицы равномерно распределяются. В итоге получается материал, который способен выдержать нагрузки до 1000 Мпа и остается пластичным, — объясняет Михаил Симонов, директор лаборатории «Объединенная лаборатория фундаментальных исследований в металловедении» ПНИПУ, кандидат технических наук.
В ходе эксперимента политехники использовали мартенситную сталь ЭП659A (Cr12Ni9Mo2Si), которая в основном применяется для высокоответственных изделий с повышенными характеристиками прочности и сопротивления коррозии в различных агрессивных средах (например, мостов, крановых конструкций и нефтегазовых платформ). Наплавку материала осуществляли с помощью электрической дуги и проволоки, и каждый слой обрабатывали пневмомолотом для лучшего уплотнения.
Ученые сравнили два режима получения сплава — без использования термообработки после гибридной наплавки и с ней. Температура нагрева для закалки составляла 940°C в течение 45 минут с последующим охлаждением в воде. Старение проводилось при температуре 520°C в течение 240 минут. Далее изучали, как термообработка повлияла на структуру и механические свойства стали ЭП659A.
Результаты показали, что наплавка по второму режиму (с термообработкой) делает макроструктуру стали более однородной по сравнению с первым. Исчезают дефекты, такие как зоны крупных столбчатых кристаллов, размеры которых не превышали 80 мкм. Также возрастают механические характеристики — твердость заготовок повышается на 30%, а предел прочности вырастает до 1185 МПа (для сравнения: у обычной конструкционной стали — около 400-600 МПа).
Политехники отмечают, что даже при экстремально низких температурах (-100°C) материал демонстрирует высокую устойчивость к разрушению. Это открывает новые возможности для применения мартенситных сталей в ответственных конструкциях, где требуется сочетание прочности и надежности в широком диапазоне температур, например, в элементах летательных аппаратов, морских платформ и газовых турбин, которые могут работать при низких температурах.
Технологией уже заинтересовались и начинают применять предприятия ракетного двигателестроения.
Исследование ученых Пермского Политеха доказало, что сочетание гибридной технологии 3D-наплавки с последующей термической обработкой значительно улучшает свойства синтезированной мартенситно-стареющей стали. Внедрение технологии в промышленность позволит создавать долговечные изделия из различных сплавов и сталей, способные эксплуатироваться в экстремальных условиях.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
В рамках новой модели вспышки сверхновых существенно нарушили парниковый эффект на нашей планете. Это должно приводить к похолоданиям и даже вымиранию отдельных видов.
Сегодня в облаке запускают продукты, тестируют гипотезы, обучают ИИ-модели, автоматизируют бухгалтерию и разворачивают сервисы и приложения на сотни тысяч пользователей. Когда мы говорим, что бизнес «уходит в облако», мы имеем в виду не красивую метафору, а вполне конкретную практику — аренду инфраструктуры, вычислительных мощностей и приложений у провайдера, который отвечает за их надежную работу.
2020-е годы показали, что любая система международной торговли может быть разрушена в кратчайшие сроки. Ученые решили выяснить, какие государства в таких условиях смогут прокормить свое население, а какие — не совсем. Лидером, что неожиданно, оказалось очень небольшое государство с населением менее миллиона человек.
Инженер Эррол Маск заявил, что одновременно с вопросом о межпланетном перелете автоматически возникает вопрос о возвращении астронавтов на Землю.
Онлайн-шопинг, доставка еды, мобильный банкинг и стриминг кино — часть повседневности. Мы почти не задумываемся, что делает все это возможным. Ответ — облачные технологии. За каждой покупкой, переводом или просмотром фильма работает невидимая инфраструктура, без которой современные цифровые сервисы попросту остановились бы. Рассказываем, как облака изменили нашу цифровую жизнь и стали незаметным мотором современной экономики.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии