17.04.2020
Сколтех
3 357

Разработан новый метод лечения рака печени

5.2

Исследователи Сколтеха и Массачусетского технологического института (MIT) заявили о новом методе комбинированной терапии рака печени. Они показали, что активация апоптоза — программируемой гибели клеток — в комбинации с химиотерапией эффективно подавляют рост гепатоцеллюлярной карциномы на мышиной модели.

Разработан новый метод лечения рака печени / ©alev.biz

Исследователи использовали технологии регуляции экспрессии белков (РНК-интерференция, группа профессора Зацепина, Сколтех) и адресной доставки миРНК с помощью липидных наночастиц (группа профессора Андерсона, MIT). Работа опубликована в статье в журнале Molecular Therapy.

Заболеваемость опухолями печени в мире увеличилась в три раза с 1980 года, в результате чего эти злокачественные новообразования вышли на четвертое место среди остальных раковых заболеваний. Эффективных подходов для лечения поздних стадий этого агрессивного недуга нет.

Лишь недавно были одобрены мультикиназный ингибитор регорафениб и два ингибитора контрольных точек клеточного цикла для пациентов, у которых сорафениб (противоопухолевое средство направленного действия) был неэффективен, но даже эти препараты увеличивают общую продолжительность жизни только на три месяца, что говорит о высокой потребности в новых методах лечения.

«Наш подход – это выключение механизма, препятствующего гибели клеток именно в клетках печени», – комментирует Доминик Лебоф, аспирантка Сколтеха и первый автор статьи. «Как только механизм выключен, клетки становятся более чувствительны к химиотерапии, которая должна убивать опухолевые клетки и предотвращать деление. Несмотря на то, что наша миРНК проникает во всю печень, именно опухолевые клетки наиболее чувствительны к химиотерапии, так как они быстро делятся. И именно поэтому они погибают, а нормальные клетки выживают».

Слева показан нормальный путь регуляции дегрона (части молекулы белка, которая регулирует скорость его разрушения). Справа – путь, приводящий к негативной регуляции дегрона / ©molecular-therapy

Эти впечатляющие данные – результат длительного сотрудничества научных групп под руководством профессоров Константина Пяткова, Тимофея Зацепина и Дэна Андерсона. Финансирование исследований осуществлялось по программе NGP, а эксперименты проводились в лабораториях и Сколтеха, и MIT, что дало возможность не только задействовать потенциал обеих команд, но и позволило сотрудникам обмениваться опытом, а студентам приобретать новые знания.

«Это исследование родилось из гипотезы профессора Пяткова, которая была сформулирована сразу после создания совместной научной группы в Сколтехе. Наша статья – результат сочетания знаний Константина о механизмах деградации белков, моих в применении РНК интерференции, и Даниэла Андерсона — в способах доставки терапевтических нуклеиновых кислот. Сначала Доминик подтвердила основное свойство любого разрабатываемого противоопухолевого препарата: выборочное действие на опухолевые, но не на нормальные клетки.

Совместно с лабораторией Дэна Андерсона в MIT мы затем смогли показать эффективность предложенного подхода на животных. Мы уверены, что миРНК в комбинации с другими лекарственными средствами могут помочь в лечении многих заболеваний, которые до настоящего времени было сложно лечить», – рассказал профессор Тимофей Зацепин.

«Предложенный в этом исследовании комбинированный подход потенциально применим для лечения всех типов злокачественных опухолей, так как белки, которые мы подавляем, есть во всех типах клеток. Наше решение универсальное и простое, и мы надеемся, что оно способно, в конце концов, помочь многим пациентам», – сообщил руководитель исследования профессор Константин Пятков.