• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
19 июня, 11:00
НИУ ВШЭ
157

Повторное использование интерфейса помогло привыкнуть к его новой версии

❋ 4.7

Пользователи часто предпочитают старые версии интерфейсов новым из-за когнитивного искажения, известного как синдром утенка. Он возникает, когда первый опыт взаимодействия с интерфейсом становится эталоном, с которым сравниваются все последующие обновления. Однако эксперимент исследователей НИУ ВШЭ показал обнадеживающий результат: простое повторное использование интерфейса помогает снизить эффект искажения и улучшить общее восприятие новой версии.

Повторное использование интерфейса помогло преодолеть синдром утенка / © Abdi MS, unsplash.com

Исследование опубликовано в Cognitive Processing. Мобильные и компьютерные интерфейсы плотно вошли в нашу жизнь: в 2024 году россияне проводили в интернете в среднем восемь часов в сутки — почти половину времени бодрствования. Все это время мы используем программы, приложения и сайты, которые помогают нам общаться, работать и развлекаться. При этом многие люди с недоверием относятся к обновлениям, даже если они действительно делают интерфейс лучше. Исследователи объясняют это синдромом утенка — когнитивным искажением, из-за которого первое впечатление об интерфейсе становится эталоном.

До сих пор синдром утенка в основном изучался в контексте пользовательского опыта (UX) и дизайна интерфейсов. Большинство данных поступало от UX-дизайнеров и специалистов по юзабилити, которые делились своими наблюдениями в блогах и статьях. Однако научных данных о психологических механизмах этого феномена мало. Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ провели два эксперимента, чтобы объяснить, почему пользователи так неохотно воспринимают изменения в дизайне интерфейсов.

В первом эксперименте ученые сравнивали восприятие старой и новой версий приложения для аренды жилья Airbnb. Участникам нужно было выполнить ряд стандартных задач: найти жилье с помощью фильтров, сохранить информацию о нем и настроить аккаунт. Второй эксперимент проводился на специально созданном студенческом портале, имевшем две версии, которые отличались цветовой схемой и расположением элементов меню. В обоих случаях исследование проводилось на экспериментальных и контрольных группах: первые работали с двумя разными версиями интерфейса, вторые дважды использовали одну и ту же версию.

После выполнения задач испытуемые оценивали удобство и общее впечатление от интерфейсов с помощью стандартных шкал: System Usability Scale (SUS), которую исследователи лаборатории недавно адаптировали для русскоязычных пользователей, и SUPR-Q, а также семантического дифференциала.

В обоих исследованиях наблюдалась отчетливая тенденция: пользователи склонны оценивать выше тот интерфейс, с которым они взаимодействовали впервые, независимо от его реальных характеристик. Например, в эксперименте с Airbnb старая версия приложения получила более высокие оценки, хотя по функционалу новая версия была усовершенствованной. В случае со студенческим порталом также первая увиденная версия набирала больше положительных откликов, хотя различия в дизайне были минимальны.

«Важно отметить, что синдром утенка обусловлен не только привычкой, связанной с регулярным использованием интерфейса, но и более глубокими психологическими механизмами: первое взаимодействие с системой формирует эмоциональный якорь, который сложно преодолеть», — отмечает один из авторов исследования, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов Екатерина Косова.

Любопытно, что различия между восприятием новых и старых версий интерфейсов проявлялись не только на уровне осознанных оценок, но и в таких показателях, как скорость выполнения задач и эмоциональная вовлеченность участников.

Однако ученые заметили, что простое увеличение времени использования интерфейса способствует укреплению положительной оценки. В контрольных группах, где участники дважды работали с одной и той же версией сайта, при повторном использовании фиксировался небольшой рост оценок. Это означает, что формирование положительного отношения к интерфейсу возможно и после повторных взаимодействий. Следовательно, увеличение частоты и продолжительности использования интерфейса помогает сгладить негативные впечатления от обновлений.

По мнению исследователей, компании, разрабатывающие цифровые продукты, могут использовать эти знания для снижения негативного восприятия пользователями новых версий интерфейсов.

«Эти данные важны для дизайнеров и разработчиков интерфейсов: они помогают понять, почему пользователи могут негативно воспринимать изменения. Учитывая синдром утенка, компании могут разрабатывать стратегии плавного внедрения обновлений и более эффективно объяснять новые функции, чтобы облегчить адаптацию пользователей», — резюмирует один из авторов исследования, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов Надежда Глебко.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

15 сентября, 11:30
РНФ

Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно