• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.06.2024, 11:00
НИУ ВШЭ
1 422

В НИУ ВШЭ выяснили, что ошибочные решения — общечеловеческая черта

❋ 4.5

Международный коллектив авторов при участии ученых из НИУ ВШЭ изучил процесс принятия решений у жителей 11 стран. Оказалось, что в ситуации, требующей быстрого самостоятельного решения, всем людям, независимо от национальности, свойственно ошибаться. Однако в определенных случаях поведение людей отличается в зависимости от их отношения к риску: самые рисковые — китайцы и японцы, а наименее склонны к риску жители Индии и Чили.

A. Последовательность эксперимента: подготовка и инструктаж; обучение и переходная фаза на этапе обучения с подкреплением; лотерея; анкетирование. B, С. Распределение вероятностей и величин при обучении с подкреплением и в лотерее. D. География стран-участников эксперимента. E. Индекс человеческого потенциала и культурная дистанция между странами / © О.Зинченко и др., Nature Human Behaviour

Статья опубликована в журнале Nature Human Behaviour. Традиционно принятие решений представляется как рациональный процесс: человек рассчитывает потенциальные риски и стремится получить максимальную выгоду. Однако наш мозг не всегда позволяет нам действовать рационально, особенно если ситуация требует немедленной реакции. Иногда люди ошибочно выбирают варианты, имеющие меньшую ценность, в зависимости от того, как эти опции воспринимаются в данном контексте.

Например, если инвестору предложить купить портфель акций, который принесет прибыль с вероятностью 60 процентов, он, скорее всего, согласится. А если сказать, что этот портфель с вероятностью 40 процентов, окажется проигрышным, он от него откажется. Также два одинаковых по диаметру круга могут казаться разными в зависимости от окружающих их фигур. Именно контекст определяет то, как мы оцениваем существующие варианты.

Исследователей интересовал вопрос, всегда ли контекст влияет на наши решения или же степень человеческой рациональности варьируется в зависимости от социокультурных факторов: страны происхождения, положения в обществе, религии, политического строя и так далее.

Международный коллектив авторов при участии ученых Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ провел исследование среди добровольцев из 11 стран, имеющих самые разнообразные социокультурные и экономические характеристики. Более 500 человек из России, Франции, Аргентины, Индии, Китая и других стран выполняли специальное задание, которое состояло из двух частей. Сначала участники выбирали между двумя опциями, каждая из которых была ассоциирована с получением вознаграждения или риском его потери.

В каждом раунде опции повторялись, складываясь в различные комбинации, чтобы создать контекст восприятия этих вариантов как более выгодный или как менее выгодный. Таким образом, участники имели возможность получить наибольшее вознаграждение, опираясь на знания, полученные в предыдущих раундах; однако абсолютно все участники вне зависимости от национальности совершали ошибки и в некоторых контекстах неправильно оценивали варианты.

Чтобы проверить воспроизводимость контекстозависимых результатов из первой части эксперимента, авторы исследования предложили участникам выполнить второе задание: выбрать из двух вариантов, представленных в тех же контекстах, но с известными переменными. Например, добровольцам говорили, что они могут получить большое вознаграждение с вероятностью 50 процентов или гарантированно получить маленькое вознаграждение.

Последовательно предъявляя такие лотереи, можно определить точку невозврата, когда люди перестают рисковать и выбирают безопасное решение. Эта граница индивидуальна и зависит от готовности человека рисковать, что, как оказалось, является культуроспецифичной характеристикой. Так, у русских обнаружилась средняя готовность к риску, самые рисковые — китайцы и японцы, а наименее склонными к риску оказались жители Индии и Чили.

«Раньше считалось, что основным фактором, влияющим на наши решения, является готовность рисковать. Однако в ходе нашего исследования мы выяснили, что это не всегда так. В первую очередь решение зависит от того, как мы получаем информацию: проживаем ли ситуацию сами или нам рассказывают о ней, — объясняет один из авторов исследования, старший научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Оксана Зинченко. — Мы показали, что человеческое сознание имеет определенное когнитивное ограничение, и это наше общее свойство, которое не зависит от наших верований, убеждений и национальности».

Авторы отмечают, что результаты данного исследования могут иметь практическое применение в экономике, психологии, маркетинге и других областях. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

17 сентября, 16:26
Любовь С.

Новые изображения сверхмассивной черной дыры в центре галактики М87 показали, что за последние четыре года магнитные поля в ее окрестностях изменили направление. Совершить столь неожиданное и важное для понимания устройства космических «монстров» открытие удалось с помощью сети радиотелескопов «Телескоп горизонта событий» (Event Horizon Telescope, EHT).

18 сентября, 10:14
Юлия Трепалина

Австралийские медики проследили за уровнем витамина D в крови людей, которые на протяжении года постоянно пользовались кремом с пометкой SPF 50+, означающей, что средство блокирует до 98% ультрафиолетовых лучей.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно