Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Историк из ТюмГУ изучил этнос сел Сургутского района
Тюменский историк рассмотрел этническую составляющую процесса заселения сельской местности Среднего Приобья в XVII–XX веках на примере Селияровской волости.
Накануне русской колонизации Северо-Западной Сибири в местности, впоследствии вошедшей в состав Селияровской волости, обитали ханты, управлявшиеся из городка Салынра князем Атырем, а затем его сыном Некомой. Селияровское княжество входило в союз княжеств (конфедерацию), возглавляемый «большим князем» Самаром и получивших в русских источниках название Белогорского княжества.
Позднее Селияровская остяцкая волость в числе прочих остяцких «городков и волостей» вошла в Сургутский уезд. Статья «Селияровская волость на Средней Оби в этнопространственном измерении (XVII – XX вв.)» историка СоцГум ТюмГУ Сергея Турова вышла в «Вестнике Томского государственного университета. История».
Ученый, в частности, рассказывает, что в первой половине XVIII века в состав «Селиарской» волости входили юрты остяков Чигамкины, Тукаскины, Сакалевы, Балины с общим количеством юрт – 13. Первыми русскими насельниками Селияровской волости стали ямщики, относившиеся к Самаровскому яму, основанному в 1632 году. Заселение ямщиками участка Средней Оби от Самаровского яма до Селияровской волости Сургутского уезда произошло не ранее конца XVII века. Еще в конце XVI века и в соответствующей челобитной просили «…в Сургуте и меж Сургута построить ямы».
Селиярово в XIX – начале ХХ веков являлось экономическим центром округи. Дело в том, что раз в год, на Крещение, на Николин или Петров день приобские инородцы собирались для принесения ясака в волостные центры. На это время там возникали небольшие торжки. Торжок в Селиярово приходился на день Петра и Павла и, по замечаниям наблюдателей, пользовался особой популярностью у остяков Средней Оби. Сюда стекались инородцы из Селияровской и смежных волостей, «живущие по Оби и Салыму». Уже в середине XIX века за местным торжком утвердилось название «Селияровская ярмарка».
В 1880 году в Селияровской волости числилось 87 инородцев. Крестьяне переселялись сюда из более южных волостей Тобольского уезда (Кугаевской, Бронниковской, Бегишевской, Абалакской, Уватской и другие). Со временем поток переселенцев только усиливался. После революции заметным стало переселение из ближайших к Селиярово населенных пунктов. В 1950-х-начале 1960-х годов началось укрупнение колхозов, и Селиярово наряду с Зенково и Нялино стало центром укрупненного колхоза.
Термин «переселенцы» наводит на мысль, что речь может идти о немцах Поволжья. Ликвидация Автономной республики немцев Поволжья состоялась 28 августа 1941 года. Депортация проходила постепенно с сентября 1941-го по май 1942 года в восточные районы страны, в том числе в Сибирь.
Ассимиляция коренного населения началась еще в период первоначального освоения русскими территории Среднего Приобья, в XVII веке. Процесс ассимиляции коренного населения быстро пошел во второй половине XIX в. В это время русские начинают селиться в поселениях аборигенов, в свою очередь, в большинстве русских сельских населенных пунктов на Средней Оби постоянно жили представители коренных народов.
Начинаются широкие заимствования в области материальной культуры. В середине XIX века Кастрен описывал хантыйские юрты на Средней Оби как весьма примитивные срубные постройки: «…избы не отличаются большим удобством. К концу XIX – началу ХХ веков наблюдатели в один голос заявляли о том, что ханты Самаровской и смежных инородческих волостей «сравнительно с другими культурны… Избы здесь светлые, русского типа – с сенями, о двух и даже трех комнатах».
В конце XIX века на Средней Оби в пределах Самаровской волости были юрты, где аборигены говорили только по-русски и не знали хантыйского языка. «Во многих других только старое, доживающее поколение знает по-остяцки, молодежь же изъясняется только по-русски, не понимая языка своих отцов».
В 1870-х годах сургутяне произвели на Швецова «…впечатление помеси русского с остяком. Низкий рост, приземистость и невзрачность всей фигуры, напоминающей скорее медведя, чем представителя кавказской расы… Черты лица сургутянина неправильны и резки, развитые скулы, широкий, некрасивый рот, узкие глаза без выражения или, пожалуй, с выражением придурковатости… Несмотря на кажущуюся кряжистость, сургутяне не отличаются силой и ловкостью, но зато крайне выносливы, “двужильны”… Крестьяне по внешнему виду значительно разнятся от городских мещан-казаков: они много здоровее, как-то шире в кости, видна большая сила, лица и вся фигура дышат мощью и энергией… Черты лица так же резки, как и у горожан, если еще не резче и некрасивее».
Пожалуй, самое впечатляющее свидетельство наличия финно-угорского субстрата у русского населения Средней Оби –контаминация в области духовной культуры, причем в части сокровенного личного опыта. Мифологические персонажи быличек очень похожи на духов-хозяев местности – «вотчинников», представление о которых широко бытует среди обских угров.
На июнь 2000 года на территории Селияровской сельской администрации проживали 437 человек, из них только 59 являлись представителями коренных малочисленных народов Севера. Радикальные изменения в этническом составе населения региона сопровождались сменой хозяйственной структуры с промысловой на промыслово-производящую. Соответственно, прежняя локализация поселений перестала в полной мере отвечать требованиям производящего хозяйства.
Таким образом, сельское население Средней Оби, сформировавшееся в целом в XVIII-начале XX веков, есть результат этнической конвергенции, в которой участвовали русские, русскоязычные финно-угры Русского Севера и аборигены. В результате подавляющая часть аборигенного населения края была ассимилирована и инкорпорирована в состав русского населения. Сопровождался этот процесс переходом от кочевой («бродячей») локализации поселений таежных охотников и рыболовов к оседлой, адаптированной к местному ландшафту в связи с нуждами агропромыслового хозяйства.
Первый эпизод рассказывает об исследователе, который посещает различные планеты в поисках инопланетной жизни. Видео переведено на русский специально для пользователей Naked Science.
Согласно статистике, более 60 процентов людей страдают от храпа. Доктор медицинских наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ПНИПУ Нина Вишневская рассказала о причинах возникновения храпа, какие упражнения и спреи могут помочь от него избавиться, почему космонавты не храпят, а также что такое синдром обструктивного апноэ сна.
Третий эпизод показывает ситуацию на Земле будущего в то самое время, когда передовые отряды человечества пытаются колонизировать другие миры. Похоже, энтузиазм исследователей в мире сериала возник не от оптимизма, а от жестокой необходимости. Видео переведено на русский специально для пользователей Naked Science.
Первый эпизод рассказывает об исследователе, который посещает различные планеты в поисках инопланетной жизни. Видео переведено на русский специально для пользователей Naked Science.
Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.
Второй эпизод рассказывает о еретичке, которая предстает перед своими обвинителями, но в итоге сама им выносит приговор. Видео переведено на русский язык специально для Naked Science.
Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.
Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.
Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии