Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Двигатель прогресса: как клинические исследования меняют жизнь врачей и пациентов
В крупнейшем научно-исследовательском госпитале мира придумали генную терапию и способы терапии рака и ВИЧ, а сейчас проводят тесты на людях, для которых этот эксперимент — последний шанс на жизнь.
Discovery Channel ведет съемки в крупнейшем научно-исследовательском госпитале мира, чтобы показать, как пишется история медицины.
Риск — благородное дело
В 1887 году в США открылась Лаборатория гигиены, а 43 года спустя она была преобразована в National Institutes of Health — Национальные институты здоровья Департамента здравоохранения США. В наши дни NIH превратился в глобальное учреждение из 27 институтов и исследовательских центров, главная цель которого — решение проблем здравоохранения, доскональное изучение и развитие биомедицины, нейробиологии и биоинженерии. Лучшие врачи страны и мира изучают и создают способы терапии рака, диабета, артрита, инсульта, бесплодия, инфекционных, иммунологических, аллергических и других болезней, исследуют внутренние органы, гены, клетки и белки, изучают влияние на организм наркотиков, никотина, алкоголя и экологии.
Национальный институт здоровья готовит кадры для клинических исследований и испытаний лекарств и вакцин, создает программное обеспечение для нужд медицины, работает над проблемой доступности медицинской помощи и над изучением альтернативных практик лечения пациентов. Управляет исследованиями директор Национальных институтов здоровья Фрэнсис Коллинз — доктор медицинских наук, доктор философии и руководитель проекта по расшифровке генома человека. Геном — это еще одно достижение NIH: наследственный материал, заключенный в клетках, теперь повсеместно используется биомедиками в лечении, а когда-то вся программа по его изучению была лишь смелой теорией, кодом, записанным сотнями тысяч неясных символов.
Именно такие задачи и решают в Национальных институтах здоровья, но при этом следуют этическому принципу, заложенному еще Гиппократом, — «не навреди». На одной из конференций доктор Коллинз заявил, что расшифровка генома, совершенного кода, отвечающего за все функции организма, натолкнула его на мысль о существовании бога, но чудеса должны происходить лишь в исключительных случаях, иначе мир превратился бы в хаос. Доскональное изучение генома может позволить изменять ДНК человека еще в утробе, но коллеги Коллинза однозначно заявляют: такие исследования не будут проводиться даже ради науки ни сейчас, ни потом. Однако в NIH действительно проводят эксперименты на людях в тех случаях, когда на кону не одна жизнь, а миллионы: в здании в Мэриленде, известном как «корпус №10», на пациентах-добровольцах испытывают лекарства от всех болезней на Земле.
Институт надежды
Десятый корпус Национальных институтов здоровья — место, куда уже более шестидесяти лет приходят люди, почти потерявшие надежду. Пациенты в этом здании ждут чуда, потому что все остальные методы лечения для них исчерпаны, а выбора нет: или риск, или смерть. В корпусе №10 придумывают экспериментальные методы лечения, которые могут как помочь пациенту, так и убить его, но в случае успеха эти исследования становятся достоянием всех практикующих врачей мира, а вылечившиеся люди навсегда вписывают свои имена в историю медицины. Так, в десятом корпусе, который известен во всем мире как Национальный институт надежды, были разработаны современные методы химиотерапии, способы терапии ВИЧ и генная терапия.
Общемировая практика испытания лекарств использует разные способы — например, изучение на добровольцах побочных эффектов дженериков (препаратов, конкурирующих с известными торговыми марками и содержащих то же самое активное вещество, что и раскрученные бренды). Волонтеров, готовых выпить таблетку и проверить на себе ее действие, полностью обследуют, берут кровь на анализ. Участвовать в испытаниях разрешается только полностью здоровым людям и только под наблюдением врачей. Все время, пока длится исследование, добровольцы находятся в больнице, а врачи изучают эффект, который препарат оказывает на их организм.
Этот процесс называется фармакокинетикой, а тестирования на людях необходимы, потому что реакция человеческого организма существенно отличается даже от реакции шимпанзе, нашего ближайшего родственника. Необходимо проверить, как синтезированное вещество ведет себя в разной концентрации, в какую часть тела попадает в первую очередь, где аккумулируется и как выводится. Все эти этапы сначала изучают на лабораторных мышах, крысах, кроликах и других животных, но без испытания на людях лекарство нельзя выпускать на рынок. Мотивация у тех, кто соглашается участвовать в исследованиях, разная: кто-то хочет немного заработать, кто-то — проверить свое здоровье, а кто-то надеется, что медики изобретут лекарство от его болезни или придумают способ облегчить жизнь.
Прогресс не стоит на месте, исследовательский метод действительно работает, и яркий пример тому — изобретение помп, которые непрерывно вводят в организм больного диабетом нужные дозы инсулина и избавляют от необходимости делать по несколько уколов в день. Инсулиновую помпу придумали и испытали только в восьмидесятых, а до этого у диабетиков вообще не было возможности выбирать способ лечения. Для облегчения жизни и лечения предназначены и клинические испытания на добровольцах — именно эту цель ставит перед собой корпус №10, проводя исследования, которые были бы невозможны без пациентов-добровольцев.
Один из них — пожарный Бо Купер, бывший участник боев без правил по прозвищу Несгибаемый Бо. Ему 26 лет, и он уже два раза побеждал острый лимфобластный лейкоз с помощью традиционной терапии и пересадки костного мозга, но болезнь вернулась, и теперь вся надежда только на CAR T-Cell — экспериментальную технологию, которая может помочь организму распознать и уничтожить раковые клетки. Бо поддерживают родители, жена Айриш и жители его родной провинции Альберта в Канаде — во время масштабного лесного пожара в районе Форта Мак-Мюррей в мае 2016 года Бо самоотверженно защищал свой город. Получится ли помочь Куперу, неизвестно — как и другие пациенты, он согласился участвовать в эксперименте на свой страх и риск, и предсказать результат не могут даже врачи.
Будущее уже наступило
Со стороны может показаться, что все происходящее в стенах десятого корпуса похоже на аттракцион невиданной смелости, но это не так: в Национальных институтах здоровья придают огромное значение безопасности пациентов. В 2016 году был сделан еще один шаг вперед: директор NIH Фрэнсис Коллинз заявил, что правила проведения клинических исследований изменились, и теперь фармацевтические компании публикуют итоги всех проведенных испытаний. Это обязывает их быть объективнее в оценке нового препарата или способа лечения, потому что фармкомпании не имеют права выбирать методы обработки данных и должны оценивать все исследования одинаково вне зависимости от их результата.
В конце июля Коллинз заявил, что в корпусе №10 внедрена новая система отслеживания безопасности STARS, где может публиковать отчеты весь клинический персонал, прошедший переподготовку. Система полностью открыта: каждый, кого беспокоит безопасность пациентов, участвующих в исследованиях, может сообщить об этом по телефону «горячей» линии. Кроме того, NIH инвестировали почти 50 млн долларов в улучшение инфраструктуры клинического центра и производственных объектов. К 2018 году планируется начать работу в обновленной лаборатории обработки клеток для иммунотерапии.
Технические усовершенствования — не единственная цель институтов здоровья: поддержку от NIH за всю историю учреждения получили 148 лауреатов Нобелевской премии, работавших на благо медицины. Последним ученым-нобелиантом, получившим поддержку Национальных институтов здоровья, стал химик Джеймс Стоддарт, которому в 2016 году вручили премию за проектирование и синтез молекулярных машин — устройств, способных двигать объекты в 10 тыс. раз тяжелее себя и предназначенных в первую очередь для медицинских целей.
Увидеть достижения Национальных институтов здоровья своими глазами можно будет совсем скоро: в первом выпуске программы «Клинический случай» ведущий, самый популярный физик американского телевидения Джим Парсонс, расскажет о четырех пациентах, приехавших в NIH ради своего последнего шанса выжить. Сейчас ученые институтов работают над улучшением качества жизни инвалидов и пациентов с рассеянным склерозом, борются со старением, разрабатывают вакцину от СПИДа и иммунную защиту от рака. Discovery Channel первым покажет работу десятого корпуса — места, где сбываются невероятные мечты и проводятся самые смелые эксперименты, навсегда меняющие историю медицины и человечества.
Смотрите программу «Клинический случай» на канале Discovery Channel с 13 августа по воскресеньям в 17:00.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии