Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые впервые нашли частицы автомобильных шин в арктических морях
Исследователи РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина совместно с учеными Дальневосточного федерального университета впервые изучили экологическое воздействие частиц шин и автодорог на Северный Ледовитый океан. Исследования подтвердили, что продукты износа автомобильных покрышек проникают в находящиеся вдали от городов моря Арктики. Загрязнения влияют на геном морских обитателей, вызывая мутации, и могут попадать в организм человека и животных.
В течение трех лет исследователи изучали состояние окраинных морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Ученые отбирали пробы микропластика на морской поверхности, чтобы определить их состав и воздействие на биосферу.
«Окраинные моря были выбраны, потому что это критически важные компоненты арктической экосистемы. Они оказывают большое влияние на изменения климата всей планеты. Экосистема Северного Ледовитого океана – одна из самых уязвимых на Земле», — пояснила заведующая кафедрой промышленной экологии Губкинского университета Елена Мазлова.
Анализ проб подтвердил, что в моря Арктики попадают частицы, образующиеся в результате трения автомобильных шин с поверхностью асфальтированных дорог. Помимо полимеров и смол, они включают примеси асфальта, бензина, автомобильных масел, лакокрасочных покрытий. Средняя масса частиц – 0,55 мг, размер – 1,20 мм х 1,10 мм.

«До сих пор физико-химические характеристики частиц шин и автодорог, попадающих в окружающую среду, не были описаны, что не позволяло найти способ борьбы с этими загрязнениями. Это важная задача, ведь загрязнение морей Арктики негативно влияет не только на морских животных, но и на здоровье жителей России и других стран», — пояснила Елена Мазлова.
Частицы шин и дорог попадают в Северный Ледовитый океан из сибирских рек – Лены, Енисея, Колымы – и морских течений. Загрязнители становятся пищей для зоопланктона, который поедают более крупные рыбы, птицы и морские млекопитающие. Часть этих животных входит в рацион человека и вылавливается промышленным способом.

Входящие в состав частиц шин и дорог компоненты влияют на геном живых организмов, нарушая размножение, рост и развитие животных, приводя к мутациям и злокачественным новообразованиям. Полиуретановый лак в составе частиц трансформирует процесс биосинтеза аминокислот в ДНК клеток.
«Изучение физико-химических характеристик частиц шин и дорог, попадающих в океан, открывает возможности для поиска способа их переработки. Это станет следующим этапом исследования», — подчеркнула Елена Мазлова.
Экологическое воздействие частиц шин начали изучать совсем недавно — около 10 лет назад. Впервые на этот загрязнитель обратили внимание американские биологи. Ученые обнаружили микроскопические фрагменты пластика, похожие на кусочки шин, рядом с дорогой. Это привело к пониманию того, что частицы шин оказывают намного большее влияние на окружающую среду, чем до сих пор считалось.
В течение 2014 – 2025 годов было проведено несколько исследований, которые показали, что продукты стирания автомобильных покрышек составляют от 35% до 85% всех частиц микропластика, попадающих в наземные и водные экосистемы.
Шины грузовиков теряют почти 1,2 килограмма резины за срок службы. В результате только в США в окружающую среду ежегодно выбрасывается около 1,8 миллиона тонн частиц автопокрышек. Распространение этих отходов зависит от климатических условий и других факторов, которые пока недостаточно изучены.
Северный Ледовитый океан – наименее изученная часть Мирового океана. Пока не раскрыта природа многих его процессов: механизмов формирования многолетнего льда, секретов выживания некоторых микроорганизмов в почти полной темноте полярной ночи и температурах до -50 градусов. Слабая изученность акватории связана как с суровым климатом, так и отсутствием необходимых технологий для исследования глубинных арктических вод.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
