Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать

Институт географии – старейшее в России академическое учреждение в области фундаментальной и прикладной географии

14.12.2022

Сезонные полевые работы ученых Института географии РАН на острове Колгуев выявили изменения его биоты — зарастание тундры кустарниками и лугами. Специалисты уверены, эти процессы связаны с изменениями климата и сказываются на численности и распределении птиц. Например, установлено, что численность белощекой казарки на острове продолжает расти, она осваивает все новые местообитания и это, по всей видимости, характерно и для других частей ее ареала — Новой Земли, острова Вайгач и Югорского полуострова.

01.12.2022

Регион Российской Арктики лидирует по темпам фронтальной абляции — потерь льда в результате откола айсбергов, подводного и надводного таяния ледников, которые оканчиваются в море. В Северном полушарии среди всех горных ледников и ледниковых куполов таковых по площади примерно одна треть.

31.10.2022

Изменение общеарктической площади морских льдов в последние 20 лет происходит вдвое быстрее, чем за период 1979-1999 годы. К такому выводу пришли климатологи Института географии РАН.

17.10.2022

Весенняя миграция птиц на южной Чукотке в этом году оказалась гораздо менее выраженной, чем обычно. К такому выводу пришли участники экспедиции Русского общества сохранения и изучения птиц (РОСИП), которая завершила полевой сезон в 2022 году.

14.09.2022

При потеплении климата увеличивается интенсивность циклонов в арктическом регионе. При этом случаи сверхбольших аномалий осадков в районе Баренцева моря в холодный период связаны с адвекцией влажных воздушных масс из Атлантики. Полярные мезоциклоны, вопреки ожиданию, практически не оказывают влияния на формирование экстремальных осадков. К такому выводу пришла международная группа ученых, в состав которой входит старший научный сотрудник лаборатории климатологии ИГ РАН Татьяна Матвеева.

09.09.2022

Ученые Института географии РАН изучили длительные фазы повышенных и пониженных расходов воды, температуры воды и теплового стока Северной Двины и Печоры за период наблюдений с 1930-х годов по 2020 год. Фазы повышенного теплового стока, особенно самые продолжительные, практически совпадают с периодами повышенного стока воды и ее температуры. То же самое относится и к периодам с уменьшенными значениями. В такие фазы одновременного наблюдаемого увеличения значений всех изученных гидрологических характеристик были связаны с периодами повышения температуры воздуха (среднегодовой и средней за сезон открытой воды) и годового количества осадков.

Ученые Института географии РАН выяснили, что содержание многих тяжелых металлов в осадке ливневой канализации Нижнего Новгорода может в сотни раз превышать фоновые величины. Причем ряд веществ, например, медь, находится в соединении с органическим веществом, съедобным для водной биоты, что увеличивает риски переноса загрязнения по пищевой цепи. Донные отложения рек, куда сливаются стоки с территории города, могут загрязнять Волгу.

01.06.2022

Исследователи Института географии РАН совместно с сотрудниками Центра кольцевания птиц России (ИПЭЭ РАН) и СПбГУ провели ежегодные исследования в региональном заказнике «Кологривская пойма» с целью изучения миграции диких гусей. Особым сюрпризом для ученых в этом году стала встреча двух особей редкого краснокнижного гуся – пискульки. Она внесена в Красную книгу России и имеет статус уязвимого вида в системе международной классификации МСОП. Работы еще раз показали, что развитие и поддержание сети особо охраняемых территорий имеют очень важную роль для сохранения мигрирующих видов птиц.

20.05.2022

Ученые из Института географии РАН, Петрозаводского государственного и Северного федерального университетов впервые обнаружили в Архангельской области 17 нетипичных для этого региона видов лишайников. Четыре из них вообще являются новыми для ее материковой части.