Органические остатки помогут бороться с загрязнениями тяжелыми металлами — Naked Science
14.06.2018
Сколтех

Органические остатки помогут бороться с загрязнениями тяжелыми металлами

Ученые из России и Чехии усовершенствовали технологию ремедиации почв, загрязненных тяжелыми металлами.

Технология ремедиации почв, о которой идет речь, носит название in-situ. Исследователям удалось экспериментально подобрать вид и концентрацию вещества, внесение которого в загрязненные почвы не только снижает подвижность тяжелых металлов, но и стимулирует почвенный биом к самовосстановлению, а также снижает экологическую токсичность для почвенных организмов. Результаты исследования опубликованы в журнале Сhemosphere.

Разработка и поиск самых эффективных ремедиантов — веществ, восстанавливающих почву после загрязнения тяжелыми металлами — актуальная тема по всему миру ввиду того, что площади загрязненных земель непрерывно увеличиваются. Одна из самых «экологически» безопасных и доступных технологий сейчас — внесение в почву углеродсодержащих веществ природного происхождения, которые сорбируют тяжелые металлы в почве и позволяют микробному сообществу почв самостоятельно восстановиться.

Ученые из Центра по научным и инженерным вычислительным технологиям (CDISE) Cколтеха в коллаборации с коллегами из Чешского университета естественных наук (CZU) исследовали три вида дешевых и доступных веществ: биочар (уголь, прошедший специальную обработку), гуминовый препарат (органические вещества, образующиеся при разложении белков) и золу.

В ходе экспериментов исследовалось влияние разных доз углеродсодержащих веществ на химические, биологические и токсикологические показатели высокозагрязенных тяжелыми металлами почв на протяжении 60 суток. В результате подобран препарат, полученный из отходов растительного происхождения, который обеспечивал не только снижение мобильности тяжелых металлов в почвах, но и оказывал благоприятное действие на почвенную экосистему.

«Одними из самых перспективных, на наш взгляд, являются гуминовые препараты, оказавшие наиболее положительное влияние по всему комплексу исследованных показателей, но исследования в этой области продолжатся», — рассказывает научный сотрудник Сколтеха Мария Пукальчик.