15.06.2019
alex007
11 682

Звуковыми сигналами мышей научились управлять при помощи «переключателя» в мозге

Грызуны издавали ультразвуковые сигналы или, наоборот, замолкали, даже вопреки соответствующему стимулу.

Биологи из Университета Дьюка нашли в среднем мозге мышей область, воздействуя на которую, можно заставить самцов воспроизводить сигналы, составляющие часть брачного ритуала. Манипуляция с теми же нейронами способна привести к обратному эффекту. Об этом сообщается на сайте университета со ссылкой на препринт статьи, которая выйдет в августе в журнале Neuron.

По словам ученых, из предыдущих исследований они знали, что в сильвиевом канале (PAG), который располагается в среднем мозге, находятся нейроны, отвечающие за вокализацию. Авторы выбрали в качестве объекта экспериментов мышей. Они знали, что у грызунов есть «брачные песни», которые самцы издают для привлечения самок. Ученые хотели понять, как PAG соотносится с этими звуками.

При помощи межсекторного генетического метода под названием «захват активированных нейронных ансамблей» (Capturing Activated Neuronal Ensembles) биологи локализировали нейроны PAG, которые вовлечены в воспроизведение «брачных песен». Затем с помощью оптогенетики они научились активировать и подавлять работу этих нейронов. Такие манипуляции позволили ученым вызывать у мышей брачные ультразвуковые сигналы даже тогда, когда те находились в одиночестве, и, наоборот, подавлять воспроизведение, когда самцы ухаживали за самками.

В итоге авторы сделали два важных вывода. Первый — звук играет одну из главных ролей в брачном ритуале мышей, так как самки меньше интересовались самцами, чьи сигналы подавлялись. Второй — клетки в сильвиевом канале — лишь «ворота» вокализации. По словам ученых, указанные нейроны, с одной стороны, отходят к голосовой коробке и легким, а с другой — восходят к поведенческим центрам, которые сообщают о присутствии самки. Эти связи и станут предметом дальнейшего изучения.

Недавно исследователи из Университета Карнеги — Меллона (США) провели эксперимент с обезьянами, которых обучали целенаправленному передвижению курсора. Они показали, как меняется работа мозга в процессе приобретения нового навыка.